Вспомни все
 



САУ "Хетцер"

САУ «Хетцер». Hetzer Jagdpanzer 38 Sd.Kfz.138/2
 
После создания целого ряда импровизированных и не всегда удачных конструкций легких истребителей танков в 1943 году немецким конструкторам удалось создать самоходную установку, в которой удачно сочетались небольшой вес, сильное бронирование и эффективное вооружение. Истребитель танков был разработан фирмой "Хеншель" на базе хорошо отработанного шасси легкого чехословацкого танка ТNНР, имевшего немецкое обозначение Pz.Kpfw.38(t).
 
Новая самоходка имела низкий корпус с целесообразным наклоном лобовых и верхних бортовых броневых листов. Установка 75-мм орудия с длиной ствола 48 калибров, прикрыта сферической броневой маской. На крыше корпуса размещен 7,92-мм пулемет со щитовым прикрытием. Ходовая часть выполнена четырехкатковой, двигатель размещен в задней части корпуса, трансмиссия и ведущие колеса - в передней. Самоходная установка оборудовалась радиостанцией и танковым переговорным устройством. Часть установок выпускалась в варианте самоходного огнемета, при этом огнемет монтировался вместо 75-мм орудия. Выпуск самоходных установок был начат в 1944 году и продолжался до конца войны. Всего было выпущено около 2600 установок, которые использовались в истребительно-противотанковых дивизионах пехотных и моторизованных дивизий.
 
К созданию   "Jagdpanzer 38" или САУ «Хетцер» немцев привело неудачно складывающееся течение войны. Союзники в ноябре 1943 года успешно бомбили заводы "Альмеркише Кеттенфабрик". Как результат - повреждение оборудования и цехов завода, являвшегося крупнейшим производителем штурмовой артиллерии фашистской Германии, которая составляла основу противотанковых дивизионов и бригад. Под угрозой срыва оказались планы оснащения нужной материальной частью противотанковых подразделений вермахта.
 
Фирма "Фредерик Крупп" начала выпускасть штурмовые орудия с боевой рубкой от StuG 40 и ходовой частью танка PzKpfw IV, но они были достаточно дорогими, а танков Т-IV не хватало. Все осложнялось еще и тем, что к началу 1945 г., по расчетам, армия нуждалась в не менее 1100 штук в месяц семидесятипяти-миллиметровых противотанковых САУ. Но по ряду причин, а также из-за сложностей и металлоемкости ни одна из серийных машин не могла выпускаться в таком количестве. Исследования уже существующих проектов уточнили, что ходовая часть и силовой агрегат САУ "Мардер III" являются освоенными и наиболее дешевыми, но бронирование ее было явно недостаточным. Хотя, массу боевой машины без значительного усложнения подвески позволяла увеличить ходовая часть.
 
Инженеры фирмы "ВММ" разработали эскиз легкой дешевой бронированной противотанковой САУ нового типа в августе-сентябре 1943 года, которая была вооружена безоткатным орудием, но, несмотря на возможность массового выпуска таких машин еще до бомбардировки в ноябре 1943 года, этот проект не вызывал интереса. В 1944 году союзники почти не подвергали налетам территорию Чехословакии, промышленность пока не пострадала, и производство штурмовых орудий на ее территории стало очень привлекательным.
 
Фирмой "ВММ" в конце ноября был получен официальный заказ с целью изготовления в течении месяца отложенный образец "штурмового орудия нового образца". 17 декабря были закончены проектные работы и деревянные модели новых вариантов машины были представлены "Heereswaffenamt" (Управление Вооружений Сухопутных Войск). Отличие этих вариантов между собой были в ходовой части и силовой установке. Первый был на базе танка PzKpfw 38 (t), в малоразмерной боевой рубке которого, с наклонным расположением броневых листов, монтировалось безоткатное 105-мм орудие, способное на дальности до 3500 м поразить броню любого вражеского танка. Второй - на шасси нового опытного разведывательного танка TNH nА, вооруженного 105-мм трубой - пусковым устройством противотанковых ракет, со скоростью до 900 м/с и 30-мм автоматической пушкой. Вариант, который, по мнению экспертов, сочетал удачные узлы одной и другой, являлся, как бы серединой между предложенными версиями и был рекомендован в постройку. В качестве вооружения нового истребителя танков была утверждена 75-мм пушка РаК39 L/48, поставленная в серийное производство для среднего истребителя танков "Jagdpanzer IV" ,а безоткатное орудие и ракетная пушка не были отработаны.
 
27 января 1944 года был одобрен окончательный вариант САУ. Машина принята на вооружение, как "75-мм штурмовое орудие нового типа на шасси PzKpfw 38(t)" (Sturmgeschutz nA mit 7,5 см РаК 39 L/48 Auf Fahzgestell PzKpfw 38 (t)). 1 апреля 1944 года. началось серийное производство. Вскоре САУ были переклассифицированы в легкие истребители танков и им был присвоен новый индекс "Jagdpanzer 38 (SdKfz 138/2)". 4 декабря 1944 года за ними было закреплено и собственное имя "Хетцер" ( Hetzer - егерь, прикармливающий зверя).
 
В машине было очень много принципиально новых конструктивных и технических решений, хотя проектировщики попытались максимально унифицировать ее с хорошо освоенными танком PzKpfw 38 (t) и легким истребителем танков "Marder III". Корпуса из броневых листов довольно большой толщины были изготовлены сваркой, а не на болтах - впервые для Чехословакии.
Сварной корпус, кроме крыши боевого и моторного отделений, был монолитным и герметичным, и после освоения сварочных работ трудоемкость его изготовления по сравнению с клепанным снизилась почти в два раза. Носовая часть корпуса состояла из 2-х броневых листов толщиной 60-мм (по отечественным данным - 64-мм), установленных под большими углами наклона (60° - верхний и 40° - нижний). Борта "Хетцера" - 20-мм - также имели большие углы наклона и потому неплохо защищали экипаж от пуль противотанковых ружей и снарядов малокалиберных (до 45-мм) пушек, а также от крупных снарядных и бомбовых осколков.
Новой была и компоновка "Хетцера", так как впервые водитель машины располагался слева от продольной оси (в Чехословакии до войны была принята правосторонняя посадка механика-водителя танка). В затылок водителю, слева от орудия, размещались наводчик и заряжающий, а место командира САУ было за ограждением пушки у правого борта.
 
Для входа-выхода экипажа на крыше машины имелись два люка. Левый предназначался для водителя, наводчика и заряжающего, а правый - для командира. В целях удешевления серийной САУ первоначально она оборудовалась довольно малым набором средств наблюдения. Два перископа (часто устанавливался только один) обзора дороги имел механик-водитель; наводчик мог видеть местность только через перископический прицел "Sfl. Zfla", который имел  малое поле зрения. У заряжающего был перископический прицел оборонительного пулемета, который можно было поворачивать вокруг вертикальной оси.
 
Командир машины при открытом люке мог пользоваться стереотрубой, или выносным перископом. Когда крышка люка при вражеском обстреле бывала закрыта, то экипаж был лишен возможности обозревать окрестности по правому борту и корме танка (кроме пулеметного перископа).
 
75-мм самоходная противотанковая пушка РаК39/2 с длиной ствола 48 калибров устанавливалась в узкой амбразуре лобового листа несколько правее продольной оси машины. Углы наведения орудия вправо-влево не совпадали (5° - влево и до 10° - вправо) из-за малых размеров боевого отделения при крупном казеннике пушки, а также несимметричной ее установки. Такое довольно крупное орудие удалось вписать в столь маленькое боевое отделение впервые в немецком и чехословацком танкостроении. Это стало возможным во многом благодаря применению специальной карданной рамки вместо традиционного орудийного станка.
 
В 1942 - 1943 гг. инженер К.Штольберг спроектировал эту рамку для орудия РаК39/РаК40, но какое-то время она доверия у военных не вызывала. Но после изучения советских САУ С-1 (СУ-76И), СУ-85 и СУ-152 летом 1943 года, которые имели подобные рамочные установки, немецкое руководство поверило в ее работоспособность. Сначала рамка была применена на средних истребителях танков "Jagdpanzer IV", "Panzer IV/70", а позже и на тяжелой "Ягдпантере".
 
Конструкторы пытались облегчить "Jagdpanzer 38", в связи с тем, что носовая часть ее была довольно сильно перегруженной (дифферент на нос, приводивший к проседанию носовой части до 8 - 10 см относительно кормы).
На крыше "Хетцер", над левым люком, был установлен оборонительный пулемет (с магазином емкостью 50 патронов), и был прикрыт от осколков уголковым щитком. Обслуживанием занимался заряжающий.
 
"Praga АЕ" - развитие шведского мотора "Scania-Vabis 1664", который по лицензии массово изготовлялся в Чехословакии, был установлен в силовом отделении САУ. Двигатель имел 6 цилиндров, был неприхотлив и имел хорошие эксплуатационные характеристики. Модификация "Praga АЕ" имела второй карбюратор, поднявший обороты с 2100 до 2500. Позволили поднять, наряду с увеличенными оборотами - его мощность со 130 л.с. до 160 л.с. (позднее - и до 176 л.с.) - увеличив степень сжатия мотора.
На хорошем грунте "Хетцер" мог разгоняться до 40 км/ч. На проселочной дороге с твердым грунтом, как показали испытания трофейного "Хетцера" в СССР, "Jagdpanzer 38" смог развить скорость 46,8 км/ч. 2 топливных бака емкостью 220 и 100 литров обеспечивали машине запас хода по шоссе около 185 -195 километров.
 
Шасси прототипа САУ содержало элементы танка PzKpfw 38(t) с усиленными рессорами, но с началом серийного производства диаметр опорных катков был увеличен с 775-мм до 810-мм (в серийное производство были пущены катки танка TNH nА). Для улучшения маневренности колея САУ была расширена с 2140-мм до 2630-мм.
 
Цельносварной корпус состоял из каркаса набранного из тавровых и угловых профилей, к которым крепились бронеплиты. В конструкции корпуса применялись гетерогенные бронеплиты. Машина управлялась при помощи рычагов и педалей.
 
В движение "Хетцер" приводился шестицилиндровым верхнеклапанным рядным двигателем жидкостного охлаждения типа "Praga EPA АС 2800" рабочим объемом 7754 см3 и мощностью 117,7 кВт (160 л.с.) при 2800 об/мин. Радиатор объемом около 50 литров располагался в кормовой части машины за двигателем. К радиатору вел воздухозаборник расположенный на надмоторной плите. Кроме того "Хетцер" оснащался маслорадиатором (где охлаждалось как двигательное, так и трансмиссионное масло), а также системой запуска в морозы, которая позволяла заполнять систему охлаждения горячей водой. Емкость топливных баков составляла 320 литров, баки заправлялись через общую горловину. Расход топлива по шоссе составлял 180 литров на 100 км, а по бездорожью 250 литров на 100 км. Два топливных бака располагались вдоль бортов силового отделения, левый бак вмещал 220 литров, а правый 100 литров. По мере опустошения левого бака бензин перекачивался из правого бака в левый. Топливный насос "Solex" имел электрический привод, аварийный механический насос оснащался ручным приводом. Главный фрикцион сухой , многодисковой. Коробка передач "Praga-Wilson" планетарного типа, пять передач и задний ход. Крутящийся момент передавался с помощью конической передачи. Вал, соединяющий двигатель и коробку передач проходил по центру боевого отделения. Главный и вспомогательный тормоза механического типа (ленточные).
 
Рулевое управление "Praga-Wilson" планетарного типа. Бортовые передачи однорядные с внутренними зубьями. Внешнее зубчатое колесо бортовой передачи соединялось с ведущим колесом напрямую. Такая конструкция бортовых передач позволяла передавать значительный крутящийся момент при сравнительно небольшом размере редуктора. Радиус разворота 4,54 метра.
Ходовая часть легкого истребителя танков "Хетцер" состояла из четырех опорных катков большого диаметра ( 825-мм). Катки были штампованными из стального листа и крепились сначала 16-ю болтами, а потом заклепками. Каждое колесо попарно подвешивалось посредством листовидной рессоры. Первоначально рессора набиралась из стальных пластин толщиной 7 мм, а затем пластин толщиной 9 мм.
 
Литое ведущее колесо располагалось в передней части машины. Диаметр колеса 535-мм, вдоль внешнего края колеса находилось два ряда по 19 зубьев. На корме располагался ленивец и механизм натяжения гусениц. Верхний отрезок гусеницы поддерживал единственный поддерживающий каток. Траки типа Kgs350/140 шириной 350-мм и шагом 140-мм были отлиты из марганцевого сплава. Одна гусеница состояла из 96 траков ( также использовались гусеницы из 98 траков). Была предусмотрена возможность надевание антипробуксовочных зубьев.
 
Электросеть выполнялась по одножильной схеме, напряжением 12В. Источником тока был генератор "Bosch" GQLN 30/12-900 и свинцовый аккумулятор "Bosch" емкостью 100А/ч. Стартер "Bosch" BPD 3/12 система зажигания "Bosch".Электрическое питание требовалось для подсветки прицела, клаксона, фары и путевого фонаря, радиостанции и спуска орудия.
 
Главное вооружение состояло из пушки 7,5cm Pak39L/48 боекомплект 40-41 снаряд, и пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92 мм боекомплект 1200 патронов. Механизм наводки орудия обеспечивал сектор обстрела 5 градусов влево и 10 градусов вправо, при угле склонения/возвышения -6 гр. +12 гр. Шаровидная маска пушки болтами крепилась к лобовой броне. Через маску проходил ствол пушки. В вертикальной плоскости пушку удерживали две горизонтальные цапфы, а в горизонтальной две вертикальные цапфы. Дополняли лафет два расположенных по диагонали карданных вала. Обычное для машин такой компоновки крепление пушки к полу отсутствовало.
 
Несимметричное положение пушки привело к неравномерной нагрузке правой стороны корпуса (примерно на 850 кг), а также обусловило склонность машины к нырянию.
 
Пулемет размещался на подвижном основании, расположенном на крыше боевого отделения. Обслуживал пулемет заряжающий, который наводил его с помощью перископа.
 
Место наводчика оборудовалось прицелом Sfl ZF 1, у командира машины был прицел SF 14Z . Место заряжающего оборудовалось перископом с трехкратным увеличением и углом зрения 8°. Перед механиком водителем располагалась сдвоенная смотровая щель, расположенная в лобовой броне и защищенная бронестеклом. В боевых условиях экипаж машины имел очень ограниченное поле зрение в правой полусфере.
 
Oт своего прототипа серийные машины внешне отличались немного более грубой отделкой, иным размещением шанцевого инструмента, опорными катками диаметром 810-мм и обрезанной бронировкой орудия. Кроме того, с конца месяца все выпускаемые САУ оборудовались оборонительным пулеметом с уголковым щитком (первые машины оборонительного пулемета не имели).
 
Летом САУ получила дополнительную заднюю створку к люку командира, который был первоначально одностворчатым. Добавились также два люка доступа к радиатору и топливной системе. Чтобы как-то компенсировать большие "слепые зоны" вокруг САУ, она была дополнена двумя фиксировано установленными перископами. Один был закреплен по левому борту машины и имел угол обзора около 200 град., а второй появился позади командирского люка в наклонной крыше для обзора назад. По  правому борту мертвая зона все-таки осталась.
 
В июле-августе все серийные машины начали оборудовать устройствами для установки двухтонного крана, облегчающего демонтаж орудия, двигателя и трансмиссии, а несколько позднее на "Хетцер" начали в массовом порядке ставить необрезанную бронировку противооткатных приспособлений.
 
Тогда же начали применять опорные катки с центральным диском несколько увеличенного диаметра с 16 болтами, вместо 32 на прежних. Впрочем, разные серии САУ имели некоторые отличия в размерах и количестве крепежных отверстий и болтов.
В сентябре на всех вновь выпускаемых САУ начали усиливать подвеску передних катков, увеличив толщину листов рессор до 9-мм, в то время как толщина рессор задних катков осталась, как и на машинах первых выпусков, на уровне 7-мм.
 
В ноябре за счет более плотной компоновки боевого отделения боекомплект орудия удалось увеличить на 5 выстрелов. Кроме того, была установлена новая водяная помпа, а также дополнительный вентилятор, так как в маленьком внутреннем объеме САУ летом было очень жарко.
 
В январе 1945 г. новые "Хетцеры" начали получать улучшенный двигатель мощностью 176 (до 180) л.с. и усиленную КПП, а с марта САУ должна была оборудоваться многотопливным дизелем фирмы "Татра", уже опробованный на нескольких опытных машинах. Однако такая модификация серийно не выпускалась. Серийный выпуск "Jagdpanzer 38" (SdKfz 138/2) планировалось вести до конца июня 1945 г., когда он должен был быть заменен более совершенным "Jagdpanzer38 (d)".
 
Тактико-технические характеристики истребителя танков «Хетцер»
 
 Боевая масса                                                16 т
Размеры:            
длина                                                           4810 мм
ширина                                                          2630 мм
высота                                                          2200 мм
Экипаж                                                       4 человека
Вооружение                        1х75-мм пушка   1x7,92-мм пулемет
Боекомплект                                   40 снарядов 600 патронов
Бронирование:
лоб корпуса и рубки                                   60 мм
Тип двигателя карбюраторный
Максимальная мощность                         160 л.с
Максимальная скорость                           38 км/час
Запас хода                                                    180 км
 
Командирская разновидность «Хетцера» серийно производилась с мая 1944 г. Отличалась установкой дополнительной радиостанции FU8 и уменьшенным боекомплектом орудия. Внешне легко отличалась по наличию второй антенны типа "метелка" (или "звезда"). Многие командирские машины не имели оборонительного пулемета, так как заряжающий обслуживал вторую радиостанцию.
 
На базе «Хетцера» была создана ремонтно-эвакуационная машина, которая выпускалась параллельно с истребителем танков. Ее масса составляла 14,5 т. Она имела открытый сверху пониженный корпус, пятитонную лебедку и двухтонный кран (были варианты с десятитонной лебедкой и усиленными балками крана). Для облегчения вытаскивания застрявших танков некоторые машины комплектовались откидным упором-сошником.
 
Машина не получила широкого распространения, так как позволяла эвакуировать только легкие (до 18 т) танки и САУ, каковых в немецкой армии 1944-1945 гг. осталось уже немного.
 
В декабре 1944 г. двадцать "Хетцеров" были переоборудованы в огнеметные танки, предназначенные для использования во время боев в городе. Вместо орудий они получили огнемет пневматического действия "Flammenwerfer 41" с пусковой трубой диаметром 14-мм. В боевом отделении располагался бак с огнесмесью емкостью 700 л., которого хватало на 87,5 сек. непрерывной работы. Огнемет имел дальность действия до 60 м.
 
Но боевое применение этих танков имело место не в городах, а в мелких населенных пунктах под Арденнами (на Западном фронте) и в Балатонской операции в районе канала Шарвиз (Венгрия) и было сочтено не вполне удачным.
 
Боевое применение истребителя танков САУ «Хетцер»
 
Эта, легкая боевая машина, как нельзя лучше приспособленная для массового производства, созданная чехословацкими и немецкими танкостроителями часто забывается, многими, кто интересуется бронетанковой техникой вермахта. Сами немцы довольно поздно поняли, что для борьбы с танковыми массами СССР и союзников нужны не "всесокрушающие" дорогие и капризные монстры, а небольшие и надежные истребители танков и боевые машины на их базе. Истребитель танков "Хетцер", стал своего рода шедевром немецкого танкостроения - дешевая в производстве и малозаметная боевая машина наносила ощутимый урон танковым частям Красной Армии и союзников.
 
В июле 1944 года первые "Хетцеры" начали поступать в немецкие войска. Распределение "Хетцеров" происходило по батальонам истребителей танков. Обычно, батальон располагал 45 машинами. Три роты по 14 машины и 3 машины в штабе батальона. Кроме отдельно создаваемых батальонов, "Хетцеры" поступали в состав противотанковых дивизионов различных стрелковых дивизий и дивизий войск СС. С начала 1945 г. начали формироваться отдельные противотанковые роты, оснащенные "Хетцерами", а отдельные взводы этих истребителей танков входили в импровизированные соединения,  создаваемые из моряков и фольксштурма. Часто эти боевые машины заменяли собой недостающие "Тигры" в отдельных батальонах тяжелых танков. Две роты легких истребителей танков этого типа находилось в составе Русской Освободительной Армии, воевавшей совместно с частями Вермахта, против Красной Армии.
 
САУ "Хетцер" широко применялись в боях за Восточную Пруссию, в Померании и Силезии, а также во время Арденнского наступления немецкой армии. Благодаря рациональным углам наклона брони, низкому силуэту, заимствованному у советских САУ, эта маленькая боевая единица являлась отличным образцом противотанкового самоходного орудия, способного сражаться из засад, и быстро менять позицию. Однако его орудие явно уступало орудиям Т-34-85 и ИС-2, что делало невозможным применение данной САУ в артиллерийских дуэлях на длинных дистанциях. "Хетцер" был идеальным оружием только ближнего боя, при действиях из засад.
 
Боевое крещение легкий истребитель танков "Хетцер" получил в составе 731-го и 734-го противотанковых дивизионов в июле 1944 года. Машина активно использовалась на всех фронтах до последних дней войны. На 10 апреля 1945 года в боевых частях вермахта и войск СС насчитывалось 915 САУ "Хетцер", из них 726 на Восточном фронте и 101 - на Западном.
 
Из рассказа о первой встрече с немецким истребителем танков "Хетцер" гвардии капитана Масленникова Сергея Егоровича:
 
"Это было уже за Тиссой. Наш батальон, только что пополненный матчастью и личным составом, спешил догнать отступавших немцев и мадьяр. До переднего края было около десяти километров и мы, честно говоря, развесили уши, проезжая через какую-то деревеньку. Вдоль дороги параллельно нашей колонне бодро шагали пехотинцы в свежем обмундировании, пытавшиеся песней перекричать грохот гусениц. Мы уже почти обогнали головную роту этого батальона, когда танк командира нашей роты вдруг вспыхнул, как засорившийся примус. Следовавшая за ним вторая машина должна была отвалить в сторону, чтобы избежать столкновения, и в тот же миг ее башня окуталась облаком черного дыма. Пехотинцы разбежались после первого же разрыва, а мы, оставшиеся наедине с неведомым врагом, начали медленно отползать за дома, вращая башнями, как слепые котята.
 
Самым неприятным было то, что бронебойные снаряды вылетали, казалось бы из ниоткуда, и прежде, чем мы заметили противника, еще две наши "тридцатьчетверки" замерли среди поселка. Я заметил немцев только после того, как по башне моей машины, словно кувалдой, громыхнула рикошетировавшая болванка. Это были три маленькие самоходки, похожие на гробики, которые шустро вылетали из-за высокого каменного забора, и, плюнув в нас болванкой, так же быстро вновь скрывались за ним. Казалось, семь оставшихся в строю "тридцатьчетверок" быстро расколют своими восьмидесятипяти-миллиметровками броню этих махоньких каракатиц, но те вновь и вновь выскакивали из-за прикрытия и, послав в нас очередной снаряд, так же быстро скрывались за ним.
 
После получасовой дуэли на окраине деревеньки остались четыре сожженных остова наших танков, в полукилометре от которых застыл один подбитый "гробик" с раскрытыми люками. Так я впервые встретился с новой немецкой, боевой машиной, которую мы называли "оса" и которую считаю лучшей среди немецких самоходок. Как хорошо, что появилась она только в самом конце войны и не успела натворить много бед..."
 
Оценивая Hetzer интересно обратиться к воспоминаниям бывшего командира этой машины Армина Зонса (Armin Sohns). Ветеран говорил, что Hetzer не являлся выдающимся истребителем 2МВ. Его главная и возможно единственная заслуга, то что пехотные дивизии стали чувствовать себя увереннее. Хорошую пушку и в итоге всю конструкцию Хетцера портило расположение самой пушки и её слишком ограниченный траверс. Хетцер имел самые плохие углы горизонтальной наводки из всех немецких САУ. Вероятно в этом и заключался главный недостаток Jagdpanzer 38 Hetzer. Смещение пушки привело к неудачному расположению членов экипажа. Успешное применение истребителя танков прямо зависит от слаженной работы внутри машины, особенно в САУ с таким катострофически малым 16°  траверсом. Однако конструкторы разделили таки экипаж Хетцера - командир сидел особняком, что имело самые плачевные последствия. К тому же у командира обзор спереди  был весьма ограниченным, а дым от пушки прямо перед ним ещё больше ухудшал положение. Командирские перископы вообще имели крайне плохой обзор.
 
Для наведения орудия влево 5° конечно не хватало  и водитель был вынужден разворачивать Hetzer подставляя врагу 20мм борт, который легко подбивался любым танковым орудием противника. Кстати боковая броня у Hetzer была самой слабой среди всех немецких истребителей танков. А любой поворот орудия вправо оттеснял заряжающего от главного источника снарядов на правой стенеке напротив заряжающего и внизу под пушкой.
 
Пушка Pak 39 была спроектирована для правостороннего заряжания. Но поскольку заряжающий находился слева, то ему при заряжании мешал массивный экран отражателя, над которым приходилось перекладывать заряжаемый снаряд. А вот справа, затвор как раз имел удобную низкую перегородку специального предназначенную для этой цели. Но место заряжающего было слева... А вот управление орудием размещалось справа и заряжающему приходилось тянуться к нему над наводчиком и орудийным затвором.
 
Открыть затвор для первого снаряда или разрядить пушку, не говоря уже об извлечении смятой гильзы - требовало почти акробатического мастерства. К тому же его движения сдерживало устройство дистанционного управления пулемётом, которое свисало с крыши. Идея дистанционно управляемого пулемёта была очень хорошей. Однако с тех пор, как питание MG осуществлялось из диска на 50 патронов, то требовалась частая перезарядка, а это было не так просто! Люки можно было открыть только развернув пулемёт в сторону и движениям заряжающего когда он хотел зарядить новый диск (а гораздо чаще, чтобы удалить смятую гильзу) - мешали боковые щиты установки. Хотя щит имел положительную сторону - он хорошо защищал заряжающего. Кстати все 3 члена экипажа сидевшие слева, вынуждены были покидать машину как раз через этот люк. У командира в этом отношении было преимущество. Впрочем, если взглянуть на Hetzer сверху, то при наличии здравого смысла всё станет на свои места. Как говорил Armin Sohns извиняясь, если расстроил некоторых фанатов Hetzer, но одно дело рассматривать форму САУ в музее, другое дело на поле боя.
 
На базе САУ «Хетцер» было изготовлено 20 огнеметных танков, 30 САУ со 150-мм пехотным орудием sIG.33 и 170 БРЭМ. Всего же было выпущено 2584 экземпляров САУ «Хетцер».
 
После второй мировой войны «Хетцер» состоял на вооружении чехословацкой армии до начала 50-х годов, швейцарской — до начала 70-х.

 

Комментарии

1  2  3  4 
















1  2  3  4 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)
Антиспам 4 + 7 =