Вспомни все
 



САУ "Ягдпанцер" IV

Успехи немецких штурмовых орудий Sturmgeschuetz III/40 дали немецким самоходным истребителям танков новый импульс для развития. Требовалась хорошо защищенная машина с низким силуэтом. Новый истребитель танков первоначально назывался пей Sturmgeschuetz (новое штурмовое орудие), то есть его создатели еще не различали штурмовую артиллерию и самоходные истребители танков.
 
Но вскоре оказалось, что создать новое штурмовое орудие быстро не удастся. Прототип обещали не ранее середины 1943 года. Поэтому фирма Vomag АG предложила новый истребитель танков на шасси среднего танка РzКрfw IV Sdkfz 161, получивший название Jagdpanzer IV Sdkfz 162 Аusf. F, вооруженный 75-мм пушкой 7.5 ст Рак 39 L/48.
Первоначально планировалось создать истребитель танков на базе II1/40. Фирма А1кеn предложила три варианта таких машин, несущих разное вооружение.
Но выяснилось, что переделки окажутся слишком серьезными, поэтому было решено создать новую боевую машину на базе танка РzКрfw IV.
 
2 октября 1942 года Гитлеру продемонстрировали модель новой машины, названной Sturmgeschuetz аusf F РzКрfw IV mit der 7.5 сm КwК 42 L/70. Машина имела более толстую броню, кроме того, лобовая бронеплита располагалась под углом. Пушка 7.5 ст КwК 42 L/70 монтировалась в маске прямо в лобовой броне рубки, а не к полу, как это имело место у штурмовых орудий.
Гитлер согласился с тем, что до начала серийного выпуска длинноствольной 75-мм пушки, на истребитель танков будут устанавливать обычную 7,5 сm Рак 39 L/48. При этом он приказал как можно быстрее отказаться от старой пушки в пользу длинноствольного варианта.
Выпуск нового орудия развертывали на фирме Voglandische в Плауэне. Саксония. Деревянный прототип самоходки в натуральную величину был продемонстрирован фюреру 13 мая 1943 года на полигоне в Арисе.
Высота машины составляла всего 1700 (1720) мм, что позволяло действовать незаметно. Пушка монтировалась в шаровидной маске, что позволяло отказаться от сложного механизма вертикальной наводки. Лобовая броня рубки представляла собой наклонную под углом 15° плиту толщиной 80 мм, способную выдержать попадание 76-мм снаряда советских и американских пушек.
20 октября 1943 года на полигоне в Арисе (Восточная Пруссия) был представлен прототип с рубкой, выполненной из мягкого железа. Вскоре Гитлер приказал начать серийный выпуск машины.
В конце 1943 года на фирме Vomag собрали еще два прототипа. По сравнению с последующими серийными машинами прототипы и машины нуль-серии имели закругленное соединение лобовой и бортовой брони рубки. У серийных машин бронеплиты были перевязаны как у танков РzКрfw IV. что повышало прочность соединения плит.
 
Любопытным образом удалось решить вопрос со вспомогательным вооружением. По обе стороны от пушки были проделаны две бойницы. Через правую бойницу мог вести огонь пулемет Rheiпmetall-Boгsig МО 42 калибра 7.92 мм. а через левую бойницу экипаж мог стрелять из штатного пистолета-пулемета МР 40 или штурмовой шиповки МР 44.
 
Истребитель танков был во многом унифицирован с РzКрfw IV от которого без изменения унаследовал корпус, ходовую часть, трансмиссию, двигатель, электрооборудование. По сравнению с РzКрfw IV изменилось положение топливных баков. У танка баки находились под поликом боевого отделения, а у Jagdpanzer IV баки находились на месте стрелка-радиста и под пушкой. Дополнительный бак разместили на месте двухтактного двигателя DKW. который у танка вращал башню. Изменилась схема вентиляции боевого отделения и тормозов, которые теперь обдувались воздушным потоком из двигательного отделения. Изменилось расположение эвакуационного люка, который перенесли под сиденье наводчика.
Лобовая броня располагалась под углом 40 и была толщиной 611 мм. 20 декабря 1943 года на полигоне в Арисе фюреру продемонстрировали прототип. Гитлер тут же приказал начать серийное производство машины.
 
 Уже в январе 1944 года провели первую модификацию серийных машин. Рядом с люком наводчика в крыше рубки установили гранатомет Nahvertiedigungswaffe.
В феврале на лобовой броне установили крепления для 14 запасных гусеничных траков. Весной запасные траки перенесли на корму машины. Это было сделано с тем, чтобы разгрузить переднюю часть, машины. Впрочем, крепления на лобовой броне остались, но траков к ним не цепляли. Дополнительно на корме разместили два запасных опорных катка.
В марте 1944 года отказались от левой бойницы в лобовой броне, которую впредь наглухо заваривали. Машины, выпускавшиеся в конце марта - начале апреля 1944 года оснащались Rundumfeucr Maschincngcwehr. то есть пулеметом MG 42. установленном на крыше рубки на специальном станке и обслуживаемом дистанционно с места наводчика. Одновременно модифицировали маску пушки.
 
Начиная от машины с номером шасси Fgst 320301, лобовую броню увеличили с 60 до 80 мм. а бортовую с 30 до 40 мм. Левая бойница отсутствовала. Машины, выпушенные до конца мая. оснащались дульным тормозом. Однако в боевых частях дульный тормоз обычно снимали, так как из-за него при стрельбе поднималась пыль, которая затрудняла прицеливание и демаскировала машину. Запасные опорные катки перенесли на надмоторную плиту. Изменилось крепление перископа.
Летом 1944 года часть машин получила бронированные колпаки воздухозаборников системы охлаждения двигателя.
Последнюю модификацию провели в сентябре 1944 года. На машины установили три цельнометаллических вместо четырех обрезиненных поддерживающих катка. Одновременно отказались от обмазывания бронетехники циммеритом (обмазка против магнитных мин).
 
Некоторая часть истребителей танков Jagdpanzer IV выпускалась в командирском варианте (Befchlswagen). Командирские машины дополнительно оснащались радиостанцией FuG 8 и имели экипаж пять человек. В сентябре 1944 года построили два прототипа, вооруженных  пушкой neu Starr 7.5 cm Рак 39 L/48. однако обнаружились трудности при стрельбе, поэтому дальнейшие испытания этой артсистемы проводили с использованием истребителя танков Jagdpanzer 38(t) «Hetzcr».
Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин. Завершился выпуск в октябре 1944 года. Дополнительно в ноябре собрали два последних Jagdpanzer IV. В результате налетов союзнической авиации на заводы Vomag АG, а также на предприятия смежников, например, Zaghnrafabriк АG во Фридрихсхафене, выпускавший коробки передач, темпы выпуска были ниже запланированных. Пика производство достигло в июле (140 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag АG прекратила производство танков РzКрfw IV. полностью переключившись на выпуск истребителей танков.
В августе 1944 года начался переход на выпуск машин, вооруженных долгожданной длинноствольной пушкой 7,5 ст КwК 42 L/70 калибра 75 мм. Переход проходил плавно, выпуск старых Jagdpanzer IV с короткой пушкой постепенно сокращался. Всего было выпушено 804 машин этого типа.
 
Комплектующие для Jagdpanzer IV поставляли те же предприятия, что были поставщиками деталей для РzКрfw IV. Броневые листы поставляла фирма Wilkowitzer Веrgbаu в Внгковицах (Моравия), вооружение изготавливала фирма Rheinmetall-Borsig в Унтерлюссе и Seitz в Кройцнаххе.
 
Истребитель танков Jagdpanzer IV имел стандартную компоновку. В передней части машины, слева от коробки передач, находилось место механика-водителя. В центре боевого отделения, у правого борта находился стрелок-радист, обслуживающий курсовой пулемет. Еще два члена экипажа занимали места у левого борта рубки: впереди находился наводчик, за ним - командир машины. Сиденье командира машины находилось под круглым люком в крыше рубки. Заряжающий находился в правом дальнем углу боевого отделения, над его местом находился второй люк.
 
Корпус и рубка сваривались из прокатанных гетерогенных бронеплит. Толщина брони колебалась на разных участках. Под сиденьем наводчика находился эвакуационный люк диаметром 440 мм.
Броню изготавливали на фирме Dorimunder-Huehler & Со в Капфенберге, а также на сталелитейном заводе в Витковицах. Бронеплиты соединялись методом сварки между собой и к каркасу корпуса, собранного из стальных профилей.
На истребители танков Jagdpanzer IV устанавливали карбюраторные четырехтактные 12-цилиндровые V-образные (угол развала цилиндров 60 гр) верхнеклапанные двигатели жидкостного охлаждения Maybach HL I20TRM. Двигатели поставляли несколько фирм, в том числе Maybach Motorenwerke в Фридрихсхафене и Auto-Union AG в Хемнице. Мощность двигателя 300 л.с. (221 кВт) при 3000 об./мин и 265 л.с. (195 кВт) при 2600 об./мин. Крутящий момент 80 мкг при 2150 об./мин. Удельная мощность 12,5 л.с./т (9,20 кВт/т).
Машины оборудовались системой перелива прогретого антифриза от работающей машины в запускаемую машину, что облегчало пуск на морозе.
 
Циркуляцию воздуха в двигательном отсеке обеспечивали два вентилятора типа Zyklon, каждый из которых оснащался двумя воздушными фильтрами. Вентиляторы размещались над двигателем в правой стороне двигательного отделения. Мощность вентиляторы отбирали у двигателя. На надмоторной бронеплите имелись два вентиляционных отверстия, которые у машин поздних выпусков закрывались бронированными жалюзи. Входящие и выходящие отверстия для воздушных потоков в двигательном отделении находились в бортах корпуса. Потоки регулировались жалюзи, сопряженным с термостатом. Топливо, этилированный бензин OZ 74 с октановым числом 74. Общая емкость трех топливных баков 470 л, рабочая емкость 463 л. Подачу топлива обеспечивали два бензонасоса типа Solcx, а также ручной аварийный насос. Все три бака имели общую горловину, а переключатель топливных баков находился на приборном щитке механика-водителя. Расход топлива на шоссе составлял 220 л на 100 км и на пересеченной местности до 360 л на 100 км. Емкость маслобака 22 л.
 
Двигатель оснащался двумя карбюраторами ninaSolex40JFF II. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передавался через два карданных вала. Главный фрикцион трехдисковый. сухой типа Fichtei & Sachs 120/HD. Коробка передач планетарная типа ZF Aphon SSG76, шесть передач вперед, одна назад. Переключение передач с помощью рычага, расположенного справа от кресла механика-водителя. Место механика-водителя оборудовалось набором контрольно-указательных приборов. Управление истребителем танков осуществлялось с помощью рычагов и педалей, находящихся перед механиком-водителем. Рулевая система действовала через гидравлическую передачу на фрикционы. Планетарный механизм поворота позволял поворачивать танк, тормозить и осуществлять другие маневры. Далее крутящий момент передавался на бортовые передачи с передаточным числом 1:3,23. Механические тормоза типа Krupp действовали на ведущие колеса.
 
Электрическая проводка одножильная, напряжение в сети 12 В. Источник тока генератор Bosch GTLN 600/12-1500 мощностью 600 Вт. Дополнительный источник тока - четыре свинцовых аккумулятора Bosch 12В тип 105 напряжением 6 В и емкостью 105 А/ч. Два стартера Bosch BNG 4/24 мощностью 4 л.с. (2.9 кВт) и рабочим напряжением 24 В. Зажигание электрическое, последовательность работы цилиндров 1 -12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9. Свечи зажигания Bosch W225N1. Существовала возможность пуска двигателя с помощью рукоятки, вращаемой двумя членами экипажа. Рукоятку вставляли в отверстие в нижней части кормовой бронеплиты. Кроме того, предусматривалось использование безинерционного стартера Bosch AL/ZM 1, а также пуск танкового двигателя с помощью мотора VW Kfz 82 Kuebelwagen.
 
Потребителями в бортовой сети были подсветка прицела и контрольных приборов, звуковой сигнал, фара (на левом переднем крыле), радиостанция, спуск орудия и пулеметов, ходовой огонь типа Notek.
Ходовая часть у Jagdpanzer IV состояла из восьми опорных катков малого диаметра размером 470x75-660. попарно собранных в четыре подрессоренные тележки. Верхняя часть гусеницы лежала на четырех (у поздних машин трех цельнометаллических) опорных катках. Ведущее колесо находилось в передней части машины, а направляющее колесо и механизм натяжения гусеницы - на корме. Ведущее колесо имело 20 зубьев. Опорные и поддерживающие катки были обрезинены. Гусеницы с раздельными траками, одношкворневые, одногребневые. Траки отливались из марганцевой стали. Тип гусениц Kgs 61/400/120. ширина гусениц 400 мм, опорная длина 3520 мм, колея 2450 мм. Гусеницы изготавливала фирма Moorburger Trackenwerke в Гамбурге, длина гусеничной цепи 99 траков. Предусматривалась возможность надевать на гусеницы антипробуксовочные зубья." В осенне-зимний период использовали более широкие гусеницы, так называемые Ostenkette. Масса обычной гусеницы 750 кг, Ostenkette - 1750 кг.
 
Стандартное радиооборудование состояло из приемопередатчика FuG 5 SE10U с передатчиком 10 W.S.a. или 10 W.S.b. мощностью 10 Вт, работающем в диапазоне 27.2-33.3 МГц, и приемником «с» (позднее «е»), также работающем в УКВ-диапазоне. Приемник работал через трансформатор Е Ua, а передатчик - U 10а. Дальность работы радиостанции составляла 6.4 км в режиме телефона и 9.4 км в режиме ключа. Радиостанция FuG 5 монтировалась на антивибрационной стойке у правого борта у места заряжающего. Штыревая антенна длиной 2 м выводилась на левый борт.
Кроме того, машины оснащались комплектом сигнальных флажков и ракетницей Walther LP (Lauchpistole) или LP-42 калибра 27 мм, хранившейся рядом с местом командира машины.
 
Вооружение истребителя танков Jagdpanzer IV состояло из пушки 7,5 cm Рак 39 L/48 калибра 75 мм и пулемета MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка и пулемет имели -электрический спуск. Стандартный боекомплект к пушке включал 50% бронебойных выстрелов PzGr 39 и 50% подкалиберных выстрелов PzGr 40. Боекомплект хранился в укладках в задней части боевого отделения, в правой стороне боевого отделения за бензобаком и под пушкой.
Бронебойные снаряды PzGr 39 при массе 6,8 кг имели начальную скорость 790 м/с. На дистанции 100 м они пробивали броню толщиной 106 мм (под углом 30°), на дистанции 500 м - 96 мм, на дистанции 1000 м - 88 мм и на дистанции 2000 м - 64 мм.
Кучность огня на дистанциях 100 и 500 метров составляла 100%, на дистанции 1000 м - 97%, и на дистанции 1500 м - 77%. Однако в боевых условиях кучность стрельбы на дистанции 1000 м принималась равной 78%, а на дистанции 1500 м - только 29%. Цифры приведены для стрельбы со стопа.
 
Кроме того, использовались подкалиберные боеприпасы PzGr40 массой 4.1 кг и начальной скоростью 990 м/с. На дистанции 100, 500. 1000 и 2000 м подкалиберный снаряд пробивал броню толщиной 143,120.97 и 77 мм. соответственно. Кучность огня зависело от скорости езды машины. При скорости 15 км/ч кучность снижалась на 21%, а при скорости 25 км/ч - на 33%. При этом кучность огня на дистанции 1500 м составляла всего 12%. Нормальный боекомплект насчитывал 79 выстрелов. Угол склонения/возвышения -5°...+15°, сектор обстрела 20° влево и вправо.
Пулемет Rheinmetall-Borsig MG 42 калибра 7,92 мм находился в правой части боевого отделения. Первоначально боекомплект к пулемету хранился в брезентовых сумках (по 150 патронов в сумке). Стандартный боекомплект 1200 патронов. Позднее боекомплект стали хранить в металлических ящиках на дне боевого отделения.
Дополнительное вооружение экипажа состояло из 9-мм пистолета-пулемета МР 40 или 7,92-мм штурмовой винтовки МР 44 С боекомплектом 384 патрона. Некоторые машины были вооружены гранатометом Nahvcrtcidigungs-walTe с боекомплектом в 16 осколочных гранат калибра 27 мм.
 
Самоходные истребители танков Jagdpanzer IV оснащались телескопическим прицелом Selbstfahrlafetten-Ziclfernrohrla. Прицел был откалиброван в диапазоне 0...1500 м (PzGr 39) и 0...2000 м (PzGr 40). Прицел обеспечивал пятикратное увеличение при поле зрения 8°.
 
Курсовой пулемет был оснащен прицелом KZF 2 с увеличением 1,8х и откалиброванным в диапазоне 0... 1200 м. Прицелы выпускались фирмой Carl Zeiss Jena. Место механика-водителя оборудовалось бинокулярным перископом Fahrer 2 Winkelspiegel. Командир машины располагал тремя перископами Scherenfernrohr 14Z, а у места заряжающего находился неподвижный перископ Rblf ЗЬ.
 
Дополнительное оснащение состояло из инструментов, закрепленных на надмоторной плите. У машин первых серий огнетушитель находился на правом переднем крыле. У машин поздних серий изменилось расположение креплений и инструментальных ящиков на надгусеничных полках. Шанцевый инструмент (лом. лопата и кирка) крепились к надмоторной плите. Машина комплектовалась двумя или тремя огнетушителями и аптечкой первой помощи, которые хранились внутри боевого отделения. Кроме того, на надмоторной плите находились домкрат и ручной насос, предназначенный для перекачки бензина из бочек. Складной банник находился на задней стене рубки. В состав дополнительного оснащения также входили канистры с бензином и водой, ведро, брезентовые чехлы и др.
 
 

 

Комментарии

1  2 
















1  2 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)
Антиспам 1 + 1 =