Вспомни все
 



Шерман М4

Этот танк, запущенный в серийное производство в 1942 году, вскоре стал основным, которым были вооружены бронетанковые войска не только США, но и Англии. "Шерман" поставлялся по ленд-лизу также и в СССР. От серии МЗ он отличался главным образом конфигурацией корпуса и компоновкой вооружения. Схема силовой передачи, ее компоновка и конструкция основных агрегатов остались прежними, что обусловливалось стремлением при переходе на новый тип машины сохранить высокие темпы производства.


Стремясь улучшить боевые характеристики, американские конструкторы в течение 1942 и 1943 годов разработали семь модификаций М4, из которых четыре были приняты на вооружение: М4 (базовый вариант), М4А1, М4АЗ и М4А4. Машины различных модификаций отличались друг от друга технологией изготовления (например, лобовая деталь корпуса изготовлялась целиком методом литья или собиралась на болтах из трех литых деталей, или сваривалась из литой и катаной деталей), вооружением (пушки калибром 75-мм и 76,2-мм, 105-мм гаубица), двигателями, конструкцией ходовой части и силовой передачи. Как наиболее удачные оцениваются два варианта модификации М4АЗ: М4АЗЕ2 и М4АЗЕ8.


Первый вариант отличается усиленной броневой защитой: толщина брони башни увеличена до 152-мм, установлена экранировка спереди и по бортам, благодаря чему толщина брони увеличена до 77-мм. Второй вариант, М4АЗЕ8 имеет усиленное за счет установки длинноствольной 76,2-мм пушки вооружение и усиленное на 15 - 20-мм бронирование. Этот вариант выпускался с 1945 года в качестве основного среднего танка. Всего в годы второй мировой войны было выпущено более 48 тысяч танков М4 всех модификаций.

После германского вторжения в Россию в июне 1941 г., по личному заказу президента Рузвельта планировавшийся на 1942 г. уровень производства - 1000 средних танков в месяц удвоили. Для этого требовалось привлечь новые предприятия: «Пасифик Кар энд Фаундри», «Фишер», «Форд» и «Федерал Мэшин энд Уелдер». В октябре 1941 г. Т6 приняли на вооружение под обозначением М4 и запланировали его массовое производство, в том числе на 11 заводах, выпускавших МЗ в 1942 г. В сентябре 1941 г. фирме «Фишер» предложили организовать вторую линию в Гранд Блэнк, штат Мичиган. Строительство Танкового арсенала в Гранд Блэнк, ориентированного на производство М4, началось в январе 1942 г., а изготовление машин - в июле того же года, хотя в то время «Фишер» уже выпускала М4 на одном из своих заводов.


Прототип М4, построенный «Лима Локомотив» в феврале 1941 г., отличайся отсутствием бортовых люков. В следующем месяце фирмы «Лима», «Прессд Стил» и «Пасифик Кар энд Фаундри» выпустили первые машины М4А1 с литым корпусом. К осени 1942 г. все заводы, вовлеченные в программу, развернули серийное производство, а в октябре британские М4 впервые вступили в бой под Эль-Аламейн. Танки М4 были наиболее массовыми в войсках союзников в годы Второй мировой войны. Хотя он не обладал сильным бронированием и вооружением по сравнению с германскими и советскими танками, М4 удачно сочетал простоту обслуживания, надежность, скорость хода, прочность и несложную конструкцию. Это способствовало развертыванию массового производства машин на коммерческих предприятиях, не имевших в мирное время опыта выпуска военной продукции. По критерию стоимость/эффективность М4 был оптимальным для своего времени, и это отразилось на производстве в 1942—46 гг. 40000 танков М4 (и машин на его шасси).


Средний танк М4 в Великобритании получил обозначение «Генерал Шерман», но чаще именовался «Шерман». В действительности «Шерман» оказался наиболее важной машиной на вооружении британской армии, и в 1939-45 гг. использовался значительно шире, нежели любой из танков, созданных в Англии. Британские танки с сопоставимыми по огневой мощи 75-мм пушками двойного назначения поступили на вооружение только в конце 1943 г., а их широкое использование началось весной 1944 г. Первые «Шерманы» — в основном М4А1 с литым корпусом — поставили 8-й Армии на Ближний Восток осенью 1942 г., и около 270 из первой партии в 300 танков находились в войсках к началу сражения под Эль-Аламейном 24 октября, в котором они вместе со средними МЗ составили более половины британской танковой армады, задействованной в сражении. Для увеличения количества М4 в войсках часть машин взяли из американских частей, компенсировав потери на затонувшем судне конвоя, направлявшегося в Массавуа.


В конце 1942 г. началась доставка М4 по ленд-лизу в Великобританию, достигшая стабильного уровня — как в отношении поставок британским войскам на Ближний Восток, так и в Англию, — сохранявшегося до конца войны. Основная масса машин, поставленных в Великобританию, были М4А4 (более 1600 машин пришлось на долю 8-й Армии в Италии в 1943 г.). М4АЗ было немного, поскольку они, как основная модель, предназначались для Армии США. Самые поздние модификации с подвеской НVSS, 76-мм пушками и «мокрой боеукладкой» поставлялись с конца 1944 г. и в небольшом количестве.


Основным британским вкладом в развитие «Шермана» и стала установка на него 76-мм пушки. Он известен как «Шерман Файрфлай» и был наиболее вооруженным британским танком времен войны. Установку 76-мм пушки на М4 предложили в январе 1943 г. как гарантию на случай провала программы танка «Челленджер», на испытаниях которого выявился ряд недостатков. Несмотря на некоторую оппозицию такому решению со стороны министерства снабжения, военные решили построить прототип. В ноябре 1943 г. его предъявили заказчику, а в феврале 1944 г. вследствие задержек с проектом «Челленджер» и неуверенности в его будущем, переделка М4 в «Файрфлай» получила приоритет, что позволило войскам получить его во время высадки в Нормандии.


«Шерман Файрфлай» оказался единственным из британских танков, способным относительно на равных бороться с «Тиграми» и «Пантерами». Первоначально «Шерман Файрфлай» вводился из расчета один танк на подразделение из-за дефицита 76-мм танковых пушек. Однако к началу 1945 г. танки этой модификации в возрастающих количествах поступали в войска. В конце 1945 г. башню «Файрфлай» отправили на Абердинский полигон для установки на шасси М4АЗ. Но Армия США так и не приняла его на вооружение. В Великобритании на шасси «Шерман» изготовили ряд удачных спецмашин.
 

Комментарии

1  2  3  4  5  6  7  8 
















1  2  3  4  5  6  7  8 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)
Антиспам 4 + 3 =