Эффективность истребительной авиацииСравнение истребительной авиации СССР и Люфтваффе
Конечной целью истребительной авиации является обезопасить свои наземные войска и другие рода своей авиации от воздействия воздушного противника. Собственно этим и определяется эффективность действий истребительной авиации. Сама эффективность применения истребителя базируется на таких принципиальных вещах как:
1- качество летного состава,
2- качество техники и вооружения,
3- выборе наиболее подходящей тактики ведения воздушного боя.
Рассмотрим по порядку каждый из пунктов. Но перед этим установим количество потерь истребительной авиации сторон.
Итак, абсолютно точными цифрами боевых безвозвратных потерь советских и немецких самолетов на советско –германском фронте мы не можем располагать в принципе. Учтем, однако, что опубликованные обеими сторонами цифры потерь если и отличаются от действительных, то в одну и ту же сторону (уменьшения) – так что соотношение потерь сторон они все таки должны отражать с достаточной степенью точности. Рассматривая величину боевых потерь Люфтваффе на Восточном фронте основываясь на опубликованных в зарубежной литературе данных и делая некоторые усреднения, ввиду отсутствия статистики по некоторым месяцам войны потери истребителей немецкой стороны составляют 3280 за всю войну. Подсчитывая по аналогичной методике потери советской стороны потери истребителей Красной Армии составили 20700 самолетов.
Боевые безвозвратные потери советских и немецких истребителей на советско-германском фронте в 1941-1945гг.
Если исключить потери обеими сторонами от действий союзников, например потери советских истребителей от действий вооруженных сил Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии и пр., а немецких от действий союзников СССР ( авиаполк «Нормандия», Польша, Чехословакия, Румыния в конце войны) соотношение потерь советских и немецких истребителей выглядит приблизительно 19600 : 3240 , т.е. примерно 6:1.
Установить количество самолетов противника , уничтоженных (или сбитых) истребительной авиацией каждой из сторон еще сложнее. Если, например, обратиться к сводкам потерь советских ВВС, то увидим, что составители этих документов не знали, кто именно сбил большинство потерянных в ходе боевых вылетов советских самолетов! Например, в 1944г. самолеты, « не вернувшиеся с боевого задания» составили ни много ни мало 77,7% всех безвозвратных потерь ВВС Красной Армии (6245 из 8036)!
Неизвестными причины гибели многих самолетов значатся и в составленных немецкой стороной списках потерь люфтваффе.
Официальные советские данные по 43 воздушным боям в Заполярье и данные о потерях немецкой стороны действовавшего там 5-го воздушного флота Люфтваффе.
Используя несколько источников о потерях по определенным дням и боям исследователями (Ю.В.Рыбин) была выявлена достоверная картина об этих боях практически с о 100%-ной достоверностью. Проведя сопоставление заявленных побед советских летчиков и достоверных немецких потерь, выявляется завышение сбитых немецких самолетов иногда до соотношения 9:1.
Официальные и действительные итоги еще 13 воздушных боев в Заполярье.
Вот несколько примеров боевого учета потерь сторон. После пяти воздушных боев, прошедших 24-29 октября 1941 г. Над Юго-Западным Подмосковьем, летчикам 16-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса ПВО был засчитан 31 сбитый самолет противника. Из немецких же документов явствует, что в указанные дни в этом районе потеряно лишь 5 машин. Следовательно, советская сторона преувеличила достижения своих летчиков как минимум в 6,2-7,8 раза.
12 августа 1942г. 25 самолетов 8-й воздушной армии Юго-Восточного фронта – 8 Ил-2 из 686-го штурмового авиаполка 206-й штурмовой авиадивизии и 17 истребителей Як-1 и ЛаГГ-3 из 235-й и 269-й истребительных авиадивизий - были атакованы над донскими аэродромами Ольховское и Подольховское Ме-109 из 3-й истребительной эскадры «Удет» и 1-й группы 53 истребительной эскадры «Пик Ас». По немецким данным, в этом бою было сбито 33 советских самолета, а по советским – лишь 15 (все штурмовики и 7 истребителей). В свою очередь, советским летчикам было записано 3 сбитых Ме-109, а штурмовикам -2, тогда как по данным немцев, был сбит только один Ме-109 из «Удета». Таким образом, немецкая сторона завысила число побед своих летчиков – истребителей в этом бою в 2,2 раза, а советская - в 3.
30 мая 1943г. В районе Ладжского озера развернулись бои истребителей Ла-5 из 32-го ГИАП с бомбардировщиками Не-111 и прикрывавшими их Ме 109 54-й истребительной эскадры «Грюнхерц». Немецким летчикам-истребителям было засчитано 13 сбитых советских самолетов, а советским -18. Проверка же по документам противоположной стороны показывает, что в действительности стороны потеряли по три самолета (три Ла-5 , два Не-111 и один Ме-109Г). Реальные результаты немецких пилотов завышены в 4,3 раза, а советских – в 6 раз.
30 июня 1941 года на боевые счета пилотов 51 истребительной и III группы 53 истребительной эскадры люфтваффе было занесено 114 воздушных побед. Согласно же советской сводке потерь в тот день было сбито лишь 82 советских самолета. При этом на 5-8 из них претендовали немецкие зенитчики. Таким образом, реальное завышение побед по этому дню составляет 1,4- 1,5 раза. По общим итогам исследования соотношение заявленных немецкими пилотами истребителями побед и реально потерянных самолетов Красной Армии выглядит как 2,75:1 Итак, официальное число побед немецких летчиков –истребителей завышено в меньшей степени, чем официальное число побед пилотов советской истребительной авиации. А поскольку эти последние даже по официальным данным одержали в ходе ВОВ меньше побед, чем немецкие (39500 против 45000) можно сделать вывод: советские истребители на советско –германском фронте сбили гораздо меньше самолетов противника, чем немецкие.
Используя определенные приближения количество сбитых немецких самолетов истребителями Красной Армии равно 7500. Количество же самолетов сбитых немецкими летчиками равняется 18750, т.е. в 2,5 раза больше ( выведенная цифра сбитых немцами самолетов сдвинута в сторону уменьшения, ближе к действительности можно считать что немецкие истребители сбили на советско –германском фронте от 19000 до 22000 советских самолетов).
В итоге немецкие истребители сбили на советско –германском фронте значительно больше самолетов противника, чем советские. При этом немецких истребителей там постоянно действовало значительно меньше , чем советских, временами – на порядок меньше!
Даже в конце войны, в ходе Петсамо-Кирнесской операции, с 7 октября по 1 ноября 1944 года, 468 истребителей 7-й воздушной армии и ВВС Северного флота («Аэрокобры», «Киттихауки», Як-1,Як-7б, Як-9, Ла-5 и ЛаГГ-3) сумели сбить (или уничтожить) 25 немецких самолетов, а 66 истребителей III и IV групп 5-й истребительной эскадры люфтваффе (Ме-109Г)- сбили 66 советских машин ( цифры потерь установлены по документам понесшей их стороны). Т.е. немецкие истребители, которых было в 7 раз меньше, чем советских, сумели сбить в 2,64 раза больше самолетов, чем советские.
Подводя итог можно констатировать, советские истребители, числом значительно превосходя немецкие, сбили на советско-германском фронте примерно в 2,5-3 раза меньше самолетов, чем немецкие, а потерь понесли в 6,3 раза больше. При этом действия немецкой бомбардировочной авиации они сумели парализовать только в 1944 году ( да и то лишь благодаря ставшему подавляющим количественному перевесу), а действия немецкой штурмовой авиации только в 1944 году смогли лишь затруднить. Немецкие же истребители, численно значительно уступая советским, сбили примерно в 2.5-3 раза больше самолетов, чем советские, а потерь понесли в 6,3 раза меньше. При этом они вплоть до 1944 года оказывались в состоянии обеспечить эффективную работу своей ударной авиации. Все эти обстоятельства в сумме позволяют заключить, что действия немецкой истребительной авиации на советско-германском фронте оказались более эффективными, чем действия советской.
Обновить список комментариев Оставить комментарий
|