Вспомни все
 



Pz.35(t)

Танк PzKpfw 35(t)  провоевавший за гитлеровскую Германию во Второй мировой изготавливался в Чехословакии и был создан очевидно для борьбы как раз с немецким Вермахтом. Между двумя мировыми войнами, молодая чешская страна сумела создать развитую оборонную промышленность, способную выпускать лёгкие и средние танки. В 1935-36 годах лёгкий танк Skoda LT vz.35 в ограниченных количествах поступил в чешские воинские подразделения, а уже к 1937 году этот танк стал главным танком чешской армии. По своим тактико-техническим данным LT-35 был сравним с другими Европейскими танками, применявшимися в то время, например польский 7TP, английский 6-ти тонный Vickers, советскийТ-26, итальянский Carro Armato M11/39 (M11/40) и германский PzKpfw III.

Вооружение танка состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-3 vz.34 с длиной ствола 40 калибров и двух пулеметов ZB (Zbrojovka Brno) 53 vz.35 или vz.37 калибра 7,92 мм. Оба пулемета были установлены в шаровых установках - один в башне, другой в корпусе. Боекомплект составляли 72 артвыстрела и 1800 патронов.

  В 1938 году чехословацкая армия имела 4 танковых полка, оснащенных танками LT vz.35. Полки имели неоднородный состав. Сильнейшим был 1-й (3 танковых батальона и 2 батальона бронеавтомобилей); в нем насчитывалось 197 танков! На основе этих полков во время мобилизации в 1938 году были развернуты четыре "быстрые" (легкие механизированные) дивизии. Однако повоевать им не пришлось. В сентябре - октябре 1938 года танками LT vz.35 усилили укрепрайоны в Судетах против возможных атак немецких диверсантов. После подписания Мюнхенского пакта танки вернулись в места постоянной дислокации.

 После оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года немцам досталось 218 танков LT vz.35. 79 танков вошли в состав вооруженных сил Словакии.

 Немцам танк понравился. Учитывая, что основным у вермахта в то время был Pz.II (более мощные Pz.III и Pz.IV выпускались промышленностью в мизерных количествах), считавшийся промежуточной моделью, это вполне объяснимо. Чехословацкая машина значительно превосходила немецкие легкие танки по мощи вооружения, имея почти такую же броневую защиту и скорость. После испытаний и ряда изменений (которые свелись в основном к увеличению боекомплекта до 78 артвыстрелов и 2250 патронов, введению в него, помимо бронебойных и осколочно-фугасных, еще и подкалиберного снаряда и замене, и то не сразу, чехословацкой радиостанции немецкой) танки поступили на вооружение "Панцерваффе" под обозначением Pz.Kpfw.35(t) или просто - 35(t): с буквы "t" начинается немецкое слово techechisch - чешский. 112 танков 35(t) вошли в состав 1-й легкой дивизии вермахта.

 Наличие только линейной модификации танка не устроило немцев, и около 20 машин накануне французской кампании они переоборудовали в командирские танки Pz.Bf.Wg. 35(t). Помимо штатной на этих танках устанавливалась еще одна радиостанция - большей мощности, с антенной рамочного типа, смонтированной в кормовой части. На командирском варианте 35(t) пулемет в лобовой части корпуса отсутствовал.

   Была предпринята попытка установить на шасси 35(t) противотанковую пушку "Шкода" А-5 калибра 47 мм. В 1940 году завод получил задание на разработку дополнительного бронирования (25 мм) корпуса. Летом 1941 года велись работы по созданию тропического варианта - с усиленной системой охлаждения двигателя и вентиляцией боевого отделения. Впрочем, в Африку 35(t) не попали.

 Некоторые усовершенствования внедрялись и непосредственно в войсках. Так, например, на левой надгусеничной полке и корме корпуса крепились 5 - 720-литровых канистр с топливом, которые позволяли существенно увеличить запас хода.

 Во время польской кампании 1-я легкая дивизия потеряла 77 танков 35(t) как от воздействия противника, так и по другим причинам. По завершении боевых действий все они были отремонтированы и вновь вошли в строй. В октябре 1939 года на базе 1-й легкой дивизии была сформирована 6-я танковая, и чешские танки в дальнейшем воевали в ее составе. Перед французской кампанией немцы располагали 128 танками 35(t), из которых в ходе боев безвозвратно потеряли 15. На 1 июня 1941 года в вермахте насчитывалось 198 танков этого типа, из которых 11 находились в ремонте. В боевых частях, развернутых на советской границе, имелось 149 танков. 6-я танковая дивизия входила в состав группы армий "Север" и наступала на ленинградском направлении. В сентябре ее перебросили на московское направление, где она дошла до Клина. В условиях русской зимы танкам 35(t) пришлось туго: начисто замерзал, например, пневматический сервопривод управления коробкой передач. Число этих боевых машин в частях 6-й танковой дивизии неуклонно сокращалось. 10 декабря 1941 года был подбит последний 35(t) на Восточном фронте. Больше в боевых частях эти танки не использовались, а применялись лишь как учебные. Около 30 танков с демонтированными башнями использовались немцами в качестве артиллерийских тягачей в частях береговой артиллерии на датском побережье.

  Помимо германской армии танки LT vz.35 состояли на вооружении армии румынской; причем часть из этих 126 машин была изготовлена на заводах "Шкода", а часть произведена в Румынии по лицензии. В отличие от чехословацкого варианта эти танки - R-2 - имели упрощенную технологию изготовления (гнутый кормовой лист башни, например, был заменен двумя прямыми). В 1942 году Румыния закупила 26 танков 35(t) уже из запасов немецкой армии. Почти все румынские R-2 входили в состав 1-й танковой дивизии "Romania Mare" ("Великая Румыния"). Они участвовали в боевых действиях на южном фланге советско-германского фронта, в частности в боях под Одессой, и нашли свой конец под Сталинградом. В 1943 году 21 машину этого типа румыны переоборудовали в самоходные артиллерийские установки, вооруженные трофейными советскими 76-мм пушками Ф-22УСВ и ЗИС-3.

 В конце 1938 года 10 танков заказал фирме "Шкода" Афганистан, но немецкая оккупация помешала реализации сделки. Удивительно, но и после второй мировой войны Афганистан по-прежнему был заинтересован в получении танков LT vz.35!

 Болгария, также проявлявшая интерес к этому танку, смогла получить первые 26 машин только в 1940 году, уже от немцев. Попытки приобрести дополнительное количество танков не встретили энтузиазма со стороны германского союзника. И тут вспомнили об "афганских" танках, мирно стоявших на складе фирмы. В 1941 году они были переданы Болгарии. Эти 10 машин отличались от всех остальных тем, что на них были установлены 37-мм пушки А-7 предназначенные для танка LT vz.38. На вооружении болгарской армии чешские танки оставались до начала 1950-х годов. Еще в 1948 году фирма "Шкода" выполняла заказ на запасные части для них.

 Как уже упоминалось, LT vz.35 после оккупации Чехии и Моравии получила и словацкая армия, в составе которой они принимали участие в боях на Восточном фронте против Красной Армии, а в дни Словацкого национального восстания в 1944 году - в боях с немцами. Несколько танковых башен было установлено на броневагонах словацкого бронепоезда.

 Проявляла интерес к танку и Югославия. Однако югославские военные пожелали, чтобы карбюраторный двигатель был заменен дизельным, а вместо 37-мм была установлена 47-мм пушка "Шкода" А-9.

 В заключение следует отметить, что в 1938 году два LT vz.35 испытывались в СССР на НИБТ полигоне в Кубинке.

 До наших дней сохранились четыре танка LT vz.35: по одному в военных музеях Белграда, Бухареста. Софии и на Абердинском полигоне в США.

 

 

      Тактико-технические характеристики Pz Kpfw. 35(t)

 

Вес:                                                                        10500кг

Экипаж:                                                                 4 человека

Двигатель:                                                             Skoda T11/6 цилиндров/120л.с.

Скорость:                                                               35км/ч

Запас хода:          Дорога:                                      190км

                           Бездорожье:                               120км

Длина:                                                                   4,90м

Ширина:                                                                 2,10м

Высота:                                                                  2,35м

Вооружение:                                                          37мм KwK 34(t) L/40 (Skoda 37mm A3 vz.34)

                                                                              2 х 7,92мм MG34 или MG35/37

Боезапас:                                                             37мм - 72-90 выстрелов

                                                                            7,92мм - 1800-2550 выстрелов

Броня:                                                                  8-25мм

 

 

 

 

Комментарии

1  2  3 















Тут Вас за язык никто не притягивал,Сами про 1935 год пишете,а там БТ-5 канул в лету (в плане производства),а Т-26 шли со сварными корпусами и башнями. Конечно энное количество заклепок все равно присутствовало,но в качестве второстепенных соединений.



1  2  3 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)