Черчилль
Хорошо ли плохо ли, но политика Британской армии в годы второй мировой войны и предшествующее ей время ориентировалась на формирование специализированных танковых бригад поддержки пехоты. Основным требованием к пехотному танку являлось бронирование, способное выдержать огонь любых противотанковых средств, известных на момент проектирования танка; скорость же не являлась существенным фактором, поскольку в бою танку предстояло передвигаться со скоростью пехотинца.
Первым танком сопровождения пехоты стала небольшая двухместная машина All, появившаяся в 1937 г. Пехотный танк А12 «Мэрк II», больше известный как «Матильда», начал поступать в строевые части в 1939 г.; в июле того же года на вооружение приняли еще один танк сопровождения пехоты - «Мэрк III» - Виккерс «Вален-тайн». Тем боле удивительно, что в свете данных обстоятельств в сентябре 1939 г. началались работы по четвертому проекту танка сопровождения пехоты А20.
Требования к перспективному танку сопровождения пехоты, которому предстояло принять участие в битвах будущей мировой войны, были достаточно противоречивыми. Многие ветераны первой мировой войны на основе опыта боев конца 1918 г. считали, что тяжелый танк сопровождения пехоты должен преодолевать широкие траншеи и передвигаться по сильно пересеченной местности. Не удивительно, что конструкция танка основывалась на разработках времен первой мировой войны - гусеницы охватывали корпус танка. Основное вооружение - две 2-фунтовые пушки - предполагалось разместить в боковых спонсонах. Однако фирма Харланд энд Вольф Лимитед решила на прототипе танка А20, построенном в июне 1940 г., отказаться от спонсонов в пользу установки одной 2-фунтовой мушки в башне с круговым обстрелом, а другой - рядом с местом механика-водителя.
А20 появился во время Дюнкерского кризиса, - в момент, когда армия Британии отчаянно нуждалась в боевой технике самого разного назначения. С целью ускорения работ по созданию танка руководитель программы доктор Х.Е.Меррит решил объединить усилия своей группы с командой инженеров фирмы Воуксхэлл Моторс Лимитед; двигатель «Твин-Сикс» этой фирмы был выбран для установки на А20. Результатом совместного проектирования стал танк А22, получивший для поднятия морального духа островитян название «Черчилль». Фирме Воуксхэлл предписывалось запустить А22 в серийное производство в течение одного года - в чрезвычайно жесткий срок, исключавший детальную проработку конструкции и тщательные испытания танка. Изготовление деталей танка велось буквально с листа - сразу же по выходу чертежей; инженеры фирмы сумели уложиться в отведенный срок, и с июня 1941 г. новые танки начали поступать в строевые подразделения. В инструкции по эксплуатации фирма-изготовитель честно призналась, что конструкция танка далека от совершенства. «Мы знаем, что не все механизмы и агрегаты танка будут работать как положено, для каждого отказа будет найдено решение по его устранению, усовершенствования будут внедрять на танки, как только появятся в наличии необходимые материала или новые детали. Пожалуйста, не делайте окончательных заключений из такого откровенного признания наличия в танке дефектов. Танк сопровождения пехоты «Мэрк IV» - хорошая машина. Недостатки, выявленные в ходе испытаний прототипов, не являются анормальными, они присущи большинству опытных танков. Был обнаружен один-единственный дефект, который мы не знаем как устранить до начала серийного производства. Время, однако, необычное: боевые машины крайне необходимы армии».
Некоторые из дефектов, приведенные в инструкции по эксплуатации танка, перечислены ниже:
- заклинивание тележек опорных катков может быть устранено заменой бронзовых подшипников на по-шипники со стальными шариками и стопорным кольцом из хрома;
- слабое болтовое соединение шестеренок ведущего колеса с приводным валом, муфты с валом и трансмиссией, барабанов тормозов можно устранить заменой более прочными на изгиб деталями, позволяющими добиться большего натяга в болтовых соединениях;
- разрыв гусениц предполагается устранить улучшением качества литья траков и их конструкции, заменой материала траков;
- утечка горючего из бензонасоса и трубопроводов, поскольку насос и трубопроводы расположены над двигателем - бензин испаряется и загрязняет воздух внутри танка, дефект можно ликвидировать за счет переноса бензонасоса и магистралей подачи горючего в зону расположения охлаждающих устройств;
- коррозия гибких маслопроводов, приводящая к интенсивному протеканию масла через непродолжительное после начала эксплуатации время, замена матерала маслопроводов позволит увеличить ресурс трубок;
- быстрый износ сцепления, установка более прочных прокладок увеличит ресурс;
- недостаточная герметизация системы зажигания (попадает вода) устраняется доработкой конструкции.
Перечень обнаруженных дефектов сотрудники фирмы Воуксхэлл разослали по танковым полкам, которые готовились к переучиванию на новые машины. Иногда технические специалисты строевых подразделений самостоятельно устраняли недоработки в конструкции танков, как, например, в 147-м Хэмпширском королевксом бронекавалерийском полку. «Нашей главной проблемой являлись тяга управления от рабочего места механика-водителя к зубчатой передаче трансмиссии, которая постоянно ломалась, а запасные тяги отсутствовали. Проблему удалось решить, когда специалисты из штаба бригады посетили небольшие гаражи и ремонтные мастерские в Норфолке и закупили значительное количество полуосей к автомобилю Форд. Полуоси вполне подходили для установки на танк вместо штатных тяг, которые они к тому же превосходили по прочности.»
Официальное «лечение» проблемы предложил главный конструктор редуктора танка Х.Е.Эшфилд. «Вилка селектора оригинальной конструкции, которая служит для переключения передач, была изготовлена из никеля и бронзы, однако никель являлся дефицитным материалом, и его пришлось заменить алюминием, имевшим меньшую прочность на изгиб. В результате передачи переключались не всегда, а в некоторых случаях вилка просто ломалась от нагрузок при переключении. Вибрационные и ударные нагрузки также служили причной поломок как самой вилки, так и тяги в месте ее соединения с вилкой. Проблему удалось решить за счет увеличения толщины вилки и диаметра тяги, не отказываясь при этом от использования алюминия. После внедрения в производство тяги новой конструкции поломки прекратились.»
На танках ранних выпусков жалюзи воздухозаборников были обращены вниз, но сразу же после начала эксплуатации танков в полках выяснились недостатки такого расположения жалюзи: мощные вентиляторы засасывали пыль и песок, которые забивали воздуховод; в результате количества воздуха, подводимого к двигателю, не хватало. Справиться с этой проблемой удалось изменением конструкции жалюзи, створки которых стали открываться вверх.
Постоянные доработки и усовершенствования конструкции танка «Черчилль» вносились в процессе серийного производства, вплоть до начала их боевого применения в 1942 г.
Внутреннее пространство танка разделяется на четыре отделения. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка, находятся места механика-водителя и корпусного стрелка. За отделением управления расположено боевое отделение и башня, где размещаются командир танка, наводчик и заряжающий. В моторном отделении установлены двигатель, радиаторы, бензобаки. Трансмиссионное отделение занимает заднюю часть корпуса танка, в нем находятся четы-рехскоростная трансмиссия МерритБраун, тормоза, воздушный компрессор, вспомогательный и основной электрогенераторы. На танке установлен 12-цилиндровый двигатель Вауксхэлл Бедфорд «Твин-Сикс». позволяющий развивать максимальную скорость по шоссе 25 км/ч и 13 км/ч по пересеченной местности. Ходовая часть машины включает 22 одноколесных тележки с независимой пружинной подвеской; опорные катки имеют небольшой диаметр. Макисмальная толщина брони со 102 мм на машинах ранних выпусков увеличена до 152 мм на танках последних модификаций. Управление танком осуществляется с помощью рычагов. Особенностью танка «Черчилль» является наличие в бортах корпуса аварийных люков, не характерных для английского танкостроения.
История развития танка «Черчилль» отражает историю развития британских танковых пушек. В 1940 г. двухфунтовая пушка уже не удовлетворяла требованиям, предъявлявшимся к танковому вооружению, но все еще выпускалась в массовом количестве для восполнения тяжелых потерь, понесенных британскими танковыми частями во Франции. Времени на переоснащение заводов, выпускавших танковые пушки, оборудованием для изготовления 6-фунтовой пушки, не было. «Черчилль» Mk.I вооружался двухфунтовой пушкой и спаренным с ней пулеметом Беса калибра 7,92 мм, установленными в литой башне и трехдюймовой гаубицей, размещенной в корпусе рядом с механиком-водителем. Комбинация гаубицы и пушки давала сбалансированные возможности по поражению целей как фугасными, так и бронебойными снарядами, поскольку в боекомплект двухфунтового орудия фугасные боеприпасы не входили. Танки варианта Mk.I принимали участие в боях за Дьепп, в Тунисе, несколько машин использовались при прорыве Линии Готов в Италии в 1944 г. Модификация танка, на которой вместо гаубицы устанавливался второй пулемет Беса, в некоторых источниках обозначается как «Черчилль» Mk.II.
Официальный вариант танка «Черчилль» Mk.II представляет собой машину огневой поддержки, у которой для увеличения секторов обстрела гаубица установлена в башне, а пушка в перенесена в корпус танка на место гаубицы.
Танк «Черчилль» Mk.III вооружен 6-фунтовой пушкой в характерной новой сварной башне. На данной модели стандартизировано вспомогательное вооружение для всех последующих модификаций танка: один пулемет Беса в башне, спаренный с пушкой, и один в корпусе, вместо гаубицы.
На танке «Черчилль» Mk.IV вновь установлена литая башня, но уже с 6-фунтовой пушкой. На ранних вариантах модификации Mk.IV устанавливались пушки модели Mk.V, которые легко идентифицировать по наличию на стволе противовеса.
«Черчилль» Mk.V был танком огневой подержки, вооруженным 95-мм гаубицей, также оснащенной противовесом на стволе орудия. Танки Mk.V придавались эскадронам, имевшим на вооружении пушечные «Черчилли», и предназначались для разрушения блиндажей задних, опорных пунктов. Не более 10% от всех выпущенных «Черчиллей» приходится на танки огневой поддержки.
Вариант Mk.VI стал первым «Черчиллем», вооруженным английской 75-мм пушкой с дульным тормозом; внешне он очень похож на танки Mk.IV, большинство из которых были перевооружены 75-мм орудиями и доведены до уровня Mk.VI.
Танк «Черчилль» Mk.VII также вооружался 75-мм пушкой, но радикально отличался от машин предыдущих серий более толстой броней (максимальная толщина брони возросла со 102 мм до 152 мм). Применение более толстой брони вместе с некоторым увеличением ширины корпуса привело к возрастанию массы танка до 40 т и, соотвественно, снижению максимальной скорости движения по шоссе до 20 км/ ч. Начиная с танков модификации Mk.VII, вместо квадратных аварийных дверей в боковых стенках корпуса стали делать круглые люки. Башня танка Mk.VII в значительной степени перепроектирована и состоит и из сварных, и из литых деталей; у командира установлена башенка, имеющая прорези, которые дают суммарное круговое поле обзора. Маска пушки, применявшаяся на танках Mk.III-Mk.VI, не обладала досточной стойкостью к попаданию пуль, хотя такая же маска устанавливалась на модификации Mk.VII; ее пулестойкость увеличили за счет установки на боках маски дополнительных литых броненакладок.
В дополнение к базовым модификациям «Черчилля» существовали программы доработки танков с целью повышения их боевой эффективности. Так, на корпуса танков Мк.Ш и Mk.IV устанавливалась дополнительная броня, обеспечивающая защищенность, такую же, как и броня танков модификаций Mk.VII; танки Mk.HI и Mk.1V с накладной броней известны как Mk.IX. Соответственно, «добронировавнный» Mk.VI с башней от Mk.VII обозначался Мк.Х; усиленный Mk.V с башней от Mk.VIII - Mk.XI. На некоторых танках ранних вариантов просто заменяли вооружение и устанавливали командирские башенки на старых башнях.
«Черчилль» NA 75 представляет собой вариант Mk.IV с 75-мм пушкой и маской от «Шермана» и является одной из простейших конверсии в истории бронетехники. «Детское» решение установить на «Черчилль» пушку от «Шермана» пришло в голову заместителю командира 665-й танкоремонтной мастерской, капитану Перси Мо-релла в конце 1943 г.; мастреская тогда дислоцировалась в Ле-Кроубе. Алжир.
Морелл обратил внимание на то, что лучи яркого северо-африканского солнца хорошо отражаются обычной маской пушки «Черчилля», облегчая немецким наводчикам наведение своих орудий - около 60% вышедших из строя в боях за долину Миджирда «Черчиллей» получили попадания в саму маску или в башню рядом с маской пушки. Кроме того, экипажи танков выражали недовольство недостаточным фугасным действием снарядов 6-фунтовой пушки при стрельбе по противотанковым орудиям, в то же время экиапжн «Шерманов» были вполне удовлетворены качеством боеприпасов к своим пушкам (положение с боеприпасами удалось исправить к моменту, когда танковую бригаду перебросили из Алжира в Италию). Количество поврежденных и списанных «Шерманов» оказалось довольно значительным, большинство из танков имели абсолютно исправные новенькие 75-мм пушки, что и навело капитана Морелла на мысль заменить маски и пушки «Черчиллей» IV на маски и пушки «Шерманов». Свои расчеты по замене орудий капитан представил на рассмотрение генерал-майору В.С.Тоупу, командующему инженерно-технической службой бронетанковых войск на Центральном Средиземноморском театре военных действий.
Башня «Шермана» имела плоскую переднюю грань, в то время как «морда» башни «Черчилля» имела скругления; для установки маски «Шермана» требовалась сначала вырезать часть брони, а затем после монтажа маски вновь ее приварить. Моррел предложил более простое решение -наваривать маску «Шермана» непосредственно на башню «Черчилля». Капитан обратил внимание на то, что пушка у «Шермана» перемешается в вертикальной плоскости не вместе с маской, а в узкой амбразуре, вырезанной в маске. Наваривание маски непосредственно на башню «Черчилля», в силу конструктивных особенностей английской башни, несколько ограничивало углы возвышения пушки и, наоборот, угол склонения становился слишком большим. Восстановить требуемый диапазон наведения орудия по углу места оказалось просто: вверх амбразура «продлевалась» автогеном на восемь дюймов, а в нижней части - заваривалась.
Еще одной проблемой стало различие в расположении членов экипажей в башнях английского и американского танков. В «Шермане» место заряжающего находилось слева от пушки, наводчик располагался справа. В «Черчилле» наоборот - наводчик слева, а заряжающий справа. Соответствующие различия имели и казенные части английской и американской пушек. При установке 75-мм американского орудия в английский танк получалось, что его затвор открывается в сторону наводчика, а это весьма неудобно. Морелл изящно обошел эту проблему, предложив при установке пушки на «Черчилль» разворачивать ее на 180 град., при такой установке затвор не мешает наводчику работать с оптикой. Испытания перевооруженного подобным образом «Черчилля» показали, что английский танк представляет собой более стабильную, нежели «Шерман», платформу под установку 75-мм орудия - дальность поражения целей возросла. Решение о широкомасштабном перевооружении «Черчиллей» американскими пушками приняли незамедлительно после проведения опытных стрельб; работы по переоборудованию проводились под руководством капитана Моррела на 16-й ремонтной базе, расположенной в районе г. Бон. Перевооружению «Черчиллей» придавалось очень большое значение; в течение трех месяцев, до июня 1944 г., по программе «Уайтхот» 75-мм пушки с «Шерманов» установили на 200 «Черчиллей».
Танки «Черчилль» NA 75 (NA - North Africa - североафриканский с пушкой калибра 75 мм) использовались, главным образом, в Италии при прорыве линии Готов и получили хорошую оценку танкистов, воевавших на них. За разработку установки 75-мм пушки и перевооружение «Черчиллей» Перси Моррелл досрочно получил звание майора. Интересно, что Моррелл в свое время был предупрежден, что в случае недееспособности модернизированных танков на военной корьере капитану придется поставить крест.
Тем не менее, несмотря на усиление огневой мощи, «Черчиль» так и оставался «недовооруженным» танком на протяжении всей своей карьеры и значительно уступал по артиллерискому вооружению немецким танкам и са-моходно-артиллерийским установкам. С целью добиться паритета с немецкой бронетехникой в отношении огневой мощи осенью 1943 г. началось проектирование «СуперЧерчилля», вооруженного 17-фунтовой пушкой. К маю 1945 г. удалось изготовить шесть прототипов, которые назывались уже А43 «Блэк Принс», однако в серийное производство был запущен менее сложный, но имеющий такую же пушку и аналогичную бронезащиту «Центурион» Mk.I.
«Черчилли» - наиболее разнообразное среди всех английских танков вооружение. Базовая конструкция танка «Черчилль» является одним из самых значительных достижений британского танкостроения времен второй мировой войны. Было построено почти 5640 танков «Черчилль» всех модификаций. «Черчилли» принимали участие в боях в Западной Пустыне, Тунисе, Северозападной Европе, Италии, Бирме, Корее и даже в Советском Союзе. В рамках программы военной помощи СССР в августе 1942 г. были переданы танки «Черчилль» Mk.I-III. В Советском Союзе большую часть полученных «Черчиллей» перевооружили стандартными танковыми 76-мм пушками Красной Армии.
RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев