Грант М3
По своему замыслу танк Грант М3 представлял собой машину, времен Первой мировой войны, с расположением орудия в бортовом спонсоне, как на английских танках Мk I, Mk VIII, а вместо неподвижной рубки - вращающаяся башня. Двигатель располагался сзади, трансмиссия - спереди, коробка передач - под поворотным полом башни. Между ними - боевое отделение. Двигатель соединялся с трансмиссией карданным валом. Под валом находились тяги управления двигателем. Все это закрывалось съемным кожухом. Детали трансмиссии устанавливались в литой броневой корпус, изготовленный из трех частей, соединенных между собой на болтах через фланцы. Они образовывали весьма характерную носовую оконечность танка. К корпусу танка все это крепилось также болтами, что было одинаковым для всех модификаций. Такая же конструкция применялась и на ранних моделях танка М4 "Sherman". Корпус танка изготовлялся из плоских листов. Толщина брони была неизменной на всех моделях и составляла: два дюйма (51мм) —лобовая броня, по полтора дюйма (38мм) — бортовые и кормовые листы, полдюйма (12,7мм) — крыша корпуса.
Днище имело переменную толщину: от половины дюйма (12,7мм) под двигателем до одного дюйма (25,4мм) в районе боевого отделения. Стенки башни имели броню - два дюйма с четвертью (57мм), а крыша - семь восьмых дюйма (22мм). Передняя плита устанавливалась под углом 60 градусов к горизонту, боковые и задние - вертикально. Броневые плиты крепились на заклепках (модификации МЗ, МЗА4, МЗА5) или на сварке (модификации МЗА2 и МЗАЗ) к внутреннему каркасу. Танк МЗА1 имел полностью литой корпус. Однако, из-за сложности изготовления, было выпущено всего три сотни машин. С правой стороны корпуса устанавливали литой спонсон с 75-мм орудием, не выходивший за габариты корпуса. Высота спонсона, наряду с размерами двигателя, определяла высоту танка. Над корпусом возвышалась литая башня с 37-мм орудием, сдвинутая влево, ее венчала маленькая башенка с пулеметом. Полученная пирамида оказалась свыше 3 м - десять футов и три дюйма (3214мм). Длина танка составила восемнадцать футов и шесть дюймов (5639мм), ширина - восемь футов одиннадцать дюймов (2718мм), клиренс - семнадцать и одна восьмая дюйма (435мм). Но танк получился с просторным боевым отделением, и, до сих пор , считается одним из самых комфортабельных. Изнутри корпус оклеивался губчатой резиной, чтобы предохранить экипаж от мелких осколков брони. По бортам устанавливали двери, имелись люки сверху и в пулеметной башне. Это обеспечивало быструю посадку экипажа, а самое главное - удобную эвакуацию раненых из танка, через бортовые двери, хотя двери и снижали прочность корпуса. У каждого члена экипажа имелись смотровые щели и амбразуры для стрельбы из личного оружия, защищенные броневыми козырьками. На кормовой плите корпуса находилась двухстворчатая дверь для доступа к двигателю, стык створок которой закрывался узкой полосой на болтах. По бокам и сверху от двери размещались два воздушных фильтра. Они были круглой и коробчатой формы. На надмоторной плите располагались воздухозаборники, закрытые сетками, и створки верхнего люка. Люки сверху и сзади облегчали доступ к двигателю при обслуживании. На надмоторной плите крепился шанцевый инструмент, буксирный трос, брезент, канистры, запасные катки, на надгусеничных полках -запасные траки. Часто там же располагали и пехотные каски. Иногда инструмент закреплялся на кормовой плите.
На танках МЗ как "General Lee" так и "General Grant", модификациях МЗА1, МЗА2 и всех машинах на их базе устанавливался авиационный звездообразный девятицилиндровый карбюраторный двигатель "Wright Continental" R 975 EC2 или модификация С1 мощностью 340 л.с. Он обеспечивал 27-тонному танку наибольшую скорость до 26 миль/час (42 км/час) и при возимом запасе топлива 175 галлонов (796 литров), пробег 120 миль (192 км). К недостаткам двигателя относится его высокая пожароопасность, так как он работал на высокооктановом бензине, сложность в обслуживании, особенно цилиндров, оказавшихся снизу. Но в 1941 году это был единственный двигатель, который удовлетворял танкостроителей. С марта 1942 года фирма "Baldvin" стала устанавливать на танках МЗ автомобильные дизели "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, но по два двигателя суммарной мощностью 375 л.с., что увеличивало массу танка на 1,3 тонны, зато, из-за большей мощности и экономичности, скорость и запас хода несколько возрастали. Эти танки имели обозначение МЗАЗ и МЗА5. В июне 1942 года концерн "Chrysler" установил на танк новый 30-цилиндровый многорядный двигатель "Chrysler A 57" водяного охлаждения. Установка этого двигателя не только увеличила массу танка на две тонны, но и длину корпуса и, как следствие, длину гусениц. Скорость и запас хода сохранялись. Англичане на танках МЗ, находящихся на вооружении в их армии, могли в процессе эксплуатации заменять штатные американские двигатели на английские радиальные дизели "Guiberson". При этом переделок корпуса не производилось.
Водитель, даже на танках, поставлявшихся в Англию, располагался впереди слева. На приборной доске были установлены: спидометр, тахометр, амперметр, вольтметр, указатель расхода топлива, термометр и часы. Управление танком осуществлялось с помощью рычага переключения скоростей, педалей тормоза, акселератора и ручного тормоза.
Ходовая часть танка представляла собой резино-металлическую гусеницу, поддерживаемую тремя тележками на борт. Опорная тележка имела сварную раму, на которую, через две спиральные вертикальные пружины, крепилось коромысло с двумя опорными обрезиненными катками. Сверху, на раме устанавливался поддерживающий ролик. Опорные катки изготавливались как со сплошными дисками, так и со спицами. Такая опорная тележка применялась также на средних танках М2 и первых образцах М4.
Привод гусеницы осуществлялся через звездочку, которая находилась в передней части корпуса и имела два съемных зубчатых венца, закреплявшихся на болтах. Сзади - направляющий каток с натяжным кривошипным механизмом, который также крепился к корпусу на болтах.
Гусеницы были резинометаллическими и имели по 158 траков, шириной 16 дюймов (421 мм) и длиной 6 дюймов (152 мм) в каждой, на танках МЗА4 - по 166 штук, из-за удлиненного корпуса. Трак представлял собой резиновую пластину, с запрессованным внутри ее металлическим каркасом, через который проходили две металлические трубчатые оси, на которые надевались соединительные скобы с клыком, соединяющие траки в гусеницу. На каждый трак получалось по два клыка, огибающих катки опорной тележки. Ведущая звездочка захватывала гусеницу за соединительные скобы. Резиновая пластина трака была гладкой. На последние танки ставили пластину с шевронными выступами, которую устанавливали также и на танки М4 "General Sherman".
Танк МЗ имел достаточно сильное вооружение. Главная огневая сила — 75 мм орудие, установленное в спонсоне. Это орудие было спроектировано в арсенале Вестерфлейт на основе 75 мм французской полевой пушки Пюто и Дюпона, образца 1897 года, принятой на вооружение армии США после Первой мировой войны. Орудие, получившее индекс М2, имело длину ствола 118 дюймов (Зм), оборудовалось стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором, системой продувки ствола после выстрела. Система стабилизации наводки на танке МЗ была применена впервые в мире и впоследствии служила прототипом для аналогичных систем для танков многих армий мира. Углы вертикальной наводки составляли 14 градусов, в горизонтальной плоскости орудие наводилось поворотом всего танка. Вертикальная наводка пушки осуществлялась как электро-гидравлическим приводом, так и вручную. Боезапас располагался в спонсоне и на полу танка.
Однако при установке пушки М2 на танке выяснилось, что ствол выходит за переднюю линию корпуса. Это сильно переполошило военных, боявшихся, что танк может пушкой за что-то зацепиться при движении. По их требованию длину ствола уменьшили до 92 дюймов (2,33 м), что занизило боевые характеристики орудия. Такому усеченному орудию присвоили индекс МЗ, а при монтаже в танке, чтобы не переделывать систему стабилизации, на ствол надевали противовес, внешне похожий на дульный тормоз. Кстати, аналогичная история произошла с советским танком Т-34. По требованию военных, конструкторы уменьшили первоначальную длину ствола пушки Ф34 на 762 мм, чем снизили ее мощность на 35%. Зато пушка не выступала за габариты танка! Похоже, что консерватизм военных, не зависит ни от нации, ни от социального строя.
37-мм пушка была создана в том же арсенале в 1938 году. На танк М3 устанавливались ее модификации М5 или М6, во вращающейся на 360 градусов башне. Углы вертикальной наводки позволяли вести огонь и по низко летящим самолетам. В башне также устанавливался спаренный с орудием пулемет, а сверху - маленькая башенка, вращающаяся на 360 градусов, с еще одним пулеметом. Башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими боевое отделение в отдельный отсек. Боезапас орудия располагался в башне и на вращающемся полике.
37-мм орудие поражало с расстояния в 500 ярдов (457 м) броню, толщиной до дюйма и семь восьмых (48 мм), а 75-мм орудие - двух с половиной дюймовую броню, расположенную с наклоном 30 градусов к вертикали.
Оба орудия оснащались перископическими оптическими прицелами. У 75-мм орудия он располагался на крыше спонсона и позволял вести стрельбу прямой наводкой до 1000 ярдов (914м).
На танке устанавливались четыре пулемета "Browning" калибром 0,30 дюйма (7,62 мм) образца 1919 года, применявшихся на танках еще в Первую мировую войну. Один пулемет находился в пулеметной башенке. Но англичанам он почему-то не нравился, и на танках "General Grant" эту башенку не ставили. Более того, на "General Lee", находившихся в английской армии, эту башенку снимали, а вместо нее устанавливали люк. Второй пулемет был спарен с 37-мм орудием. Еще два -неподвижно закреплялись в корпусе, перед водителем. Экипаж также вооружался 0,45 дюймовыми (11,43мм) автоматами "Tompson", пистолетами, гранатами. В английской армии, на башне устанавливали 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для дымовых гранат.
Компоновка танка МЗ
Боезапас составлял 65 снарядов для 75-мм пушки, 126 снарядов для 37-мм пушки (на танках "General Grant"- 139), 4000 патронов для пулеметов, 20 магазинов для автоматов, 6 гранат, 12 сигнальных ракет, а также 8 дымовых гранат.
Экипаж танка состоял из 6 человек. Командир находился в башне 37-мм орудия и вел наблюдение из малой башенки. При небходимости вел огонь из пулемета. Рядом находился наводчик 37-мм орудия, а ниже его , по центру машины - заряжающий. Все они размещались на поворотном полике башни. Наводчик 76-мм орудия располагался внутри спонсона, а рядом с ним, в корпусе танка, сзади казенника орудия - заряжающий. Водитель сидел спереди и слева и мог вести неприцельный огонь из курсовых пулеметов.
Модификации танка М3
Базовая модель танка МЗ (английское обозначение Lee I) имела угловатый клепанный корпус, литую башню и звездообразный авиационный бензиновый двигатель "Wright Continental" R 975 EC2 или С1, доработанный для установки на танках, и выпускалась до августа 1942 года. Всего было изготовлено 4924 танка, в том числе, на заводах концерна "Chrysler" - 3243 танка," American Locomotive company" - 385 штук, "Baldvin" - 295 штук, "Pressed Stell" -501 штука, "Pullman-Standart Car Company" - 500 штук. Выпускаемые в Канаде танки МЗ имели некоторые отличия в ходовой части. Всего фирма "Monreal Lokomotive Work" произвела 1157 танков МЗ для канадской армии.
Первая модификация танка М3А1 (английское обозначение Lee II) имела литой обтекаемый корпус и 75-мм пушку М2, с укороченным стволом и противовесом у дульного среза. Остальные характеристики соответствовали базовой модели. Танки выпускались "American Locomotive company" с февраля по август 1942 года. Всего было изготовлено 300 машин.
Модификация танка МЗА2 (английское обозначение Lee III) имела сварной корпус и 75-мм пушку, с укороченным стволом и противовесом. фирма "Baldvin" в январе 1942 года произвела всего 12 машин, после чего перешла на производство танков М3А3.
Модификация танка М3А3 (английское обозначение Lee V) отличалась от М3А2 только двигателем. На этих танках установили два дизеля "General Motors 6-71 6046" водяного охлаждения, суммарной мощностью 375 л.с. Это увеличило массу танка до 63000 фунтов (28602 кг), но, из-за большей мощности и экономичности дизелей, скорость возросла до 29 миль/час (46 км/час), а запас хода - до 160 миль (256 км). Внешнее отличие танка от базовой модели - несколько измененная форма моторного отсека. Всего фирмой "Baldvin" с марта по декабрь 1942 года было выпущено 322 танка МЗАЗ.
Обозначением Lee IV англичане называли танк М3А3, но с двигателем "Wright Continental", при сохранении той же формы корпуса. По видимому, замена двигателей производилась англичанами в процессе эксплуатации.
Модификация танка М3А4 (английское обозначение Lee VI) производилась концерном "Chrysler" на Детройтском арсенале с июня по август 1942 года. Всего было изготовлено 109 машин. Танк Отличался новым 30-цилиндровым многорядным двигателем Chrysler А 57", водяного охлаждения, спроектированным и поставленным на конвейер на заводах концерна. Установка этого двигателя повысила массу танка до 64000 фунтов (29056 кг) и длину до 19 футов 8 дюймов (5995 мм), что также вызвало и увеличение длины гусениц до 166 траков в каждой. Но скорость и запас хода остались, как и у базовой модели.
Модификация танка М3А5 - это тот же М3А3, только с клепанным корпусом. Выпускался фирмой "Baldvin" с января по ноябрь 1942 года параллельно с танком М3А3. Всего фирма сделала 591 танк.
Танки М3 поставлялись в Великобританию. Там на них демонтировали верхнюю пулеметную башенку и устанавливали люк, а также наносили свой камуфляж.
После утверждения положения о Ленд-Лизе, в США прибыла из Великобритании комиссия по закупке вооружения, в том числе и с целью выбора американской бронетанковой техники, для собственных вооруженных сил, так как большая часть вооружения была оставлена во Франции, при эвакуации Дюнкерка. Комиссия должна была купить (за наличные!) опытные американские разработки. Она выбрала танк М3, но предложила изменить его конструкцию: установить новую башню, отказаться от верхней пулеметной башенки, установить английское радиоборудование. Все эти предложения прорабатывались на танках М2. Было решено наладить в США и производство танков М3 английской модели. Этот танк был назван "General Grant", в честь Улисса Симпсона Гранта (1827-1885 гг.), главнокомандующего федеральными силами северян в 1864-1865 гг во время Гражданской войны в США, а в 1869-1877 гг.- президента США от республиканской партии. Так, в названии танка примирили две враждующие стороны американского общества.
Танк "General Grant", отнесенный в Англии к "крейсерским танкам", имел две модификации:
- "Grant I" - создаваемый на шасси базового танка МЗ
- "Grant II" - создаваемый на шасси модели МЗА5.
Около 1400 «М3» поставили в СССР. В СССР танки М3 встретили без восторга. К середине 1942 году его броня уже не спасала от немецких танковых пушек. Необходимы были скорость, скрытность и маневренность. Высокий силуэт танка, на русских дорогах имел плохую проходимость, с маломощным двигателем, к тому же весьма чувствительному к топливу и маслу, М3 не вызывал восторга у советских танкистов. Но самым большим недостатком М3 были резино-металлические гусеницы. Во время боя резина выгорала и гусеница разваливалась. Танк становился неподвижной мишенью. М3 советские танкисты окрестили «Братской могилой на шестерых». Примером может послужить рапорт командира 134-го танкового полка Тихончука от 14 декабря 1942 г.: «Американские танки в песках работают исключительно плохо, беспрерывно спадают гусеницы, вязнут в песке, теряют мощность, благодаря чему, скорость исключительно мала. При стрельбе по танкам противника, в виду того, что 75-мм пушка установлена в маске, а не в башне, приходится разворачивать танк, который зарывается в песок, что очень затрудняет огонь».
Комментарии
| |
1
2
1
2
|
RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев