Вспомни все
 



СУ-85

С появлением у противника танков «Тигр» и «Пантера» перед советским командованием остро встал вопрос о средствах борьбы с ними. Разработанные ранее самоходки Су-122 и СУ-152 в боях под Курском проявили себя как достаточно надежное средство для уничтожения тяжелой техники противника, но и выявила существенный недостаток таких самоходок как противотанковых средств. Это низкая скорострельность. Для борьбы с танками противника требовались САУ имеющую куда большую скорострельность.


Такой установкой стала СУ-85, вооруженная 85-мм пушкой Д5-С85. САУ была принята на вооружение Красной Армии в 1943 году и выпускалась до 1944 года, до того момента, как на конвейере ее не сменила более мощная установка СУ-100. По своей компоновке СУ-85 повторяла СУ-122, но обладала большей эффективностью при борьбе с бронетехникой противника. По сути, это был первый советский истребитель танков.

В апреле 1943 года артиллерийский комитета ГАУ РККА направил на «Уралмаш» тактико-тактические требования по созданию новой САУ, вооруженной 85-мм пушкой. В кратчайшие сроки на заводе создали новую САУ СУ-85, базирующуюся на базе машины СУ-122. Новая самоходка встала на конвейер уже в августе 1943 года и производилась по июнь 1944 года. Всего за это время было собрано 2329 самоходок СУ-85. После окончания производства она была заменена на новую САУ СУ-100, но из-за задержки с выпуском 100-мм бронебойных снарядов и прекращением выпуска бронекорпусов для СУ-85 до декабря 1944 года на Уралмаше выпускали переходный вариант СУ-85М. Фактически это была СУ-100, только с установленной пушкой Д5-С85. От СУ-85 такая модель отличалась большим бронированием лба корпуса и увеличенным боезапаса. Всего на заводе было собрано 315 таких САУ.


САУ Су-85 была создана на базе агрегатов и узлов танка Т-34 и имела с ним высокую совместимость.
Ходовой части машины, двигатель, агрегаты и узлы трансмиссии были полностью заимствованы у среднего танка Т-34. Так как боевая масса самоходки не превышала боевой массы среднего танка Т-34, надежность работы данных узлов сомнений не вызывала.


В бронерубке САУ было смонтировано новое 85-мм орудие, которое использовало выстрелы от 85-мм зенитной пушки. Орудие было установлено в корпусе САУ с использованием рамочной конструкции, которая крепилась к верхнему лобовому листу. Условия работы орудия не стесняли рабочих мест экипажа.


Бронепробиваемость бронебойного снаряда 85-мм пушки Д-5С-85 была на 75% выше бронепробиваемости аналогичного снаряда 76-мм орудия, устанавливаемого на танки Т-34 и на 45% выше, чем у бронебойного снаряда 122-мм орудия САУ СУ-122. Все это позволяло увеличить дальность эффективного огня по бронетехнике противника в 1,5 раза. Обладая лучшими показателями подвижности, чем тяжелые танки и штурмовые орудия противника, СУ-85 даже при меньшем уровне бронезащиты могла успешно им противостоять.


73% деталей САУ были заимствованы у среднего танка Т-34, 7% у САУ СУ-122 и лишь 20% деталей были изготовлены заново.

САУ СУ-85 представляла собой безбашенную полностью бронированную машину, с более мощным вооружением, чем у среднего танка Т-34-76, на базе которого она и была спроектирована. При этом носовая часть корпуса была улучшена, а высота САУ относительно танка уменьшена. Боевая рубка располагалась впереди корпуса и была выполнена в виде рубки опытной САУ СУ-122М. СУ-85 имела противоснарядное бронирование, толщина лобовой брони достигала 45 мм, угол наклона составлял 50 градусов. Толщина брони маски орудия составляла 60 мм. В состав экипажа САУ входило 4 человека. При этом отделение управления и боевое отделение были совмещены. Механик-водитель и наводчик располагались слева от орудия, сзади находился заряжающий, командир машины располагался справа от орудия. Справа на крыше рубки находилась командирская башенка с панорамным обзором без входного люка. Командирская башенка использовалась командиром САУ для наблюдения за местностью и корректирования огня.

Для наблюдения за полем боя в крыше рубки с обоих бортов были установлены зеркальные смотровые приборы, которые защищались специальными бронеколпаками. Посадка/высадка экипажа в самоходку осуществлялась через люк механика-водителя и двустворчатый люк, расположенный в задней части крыши и кормовом листе корпуса рубки. Крышка люка механика-водителя и установленные в ней смотровые приборы были идентичный крышке люка тридцатьчетверки.

В качестве основного оружия САУ выступала 85-мм нарезная пушка Д-5С-85, или Д-5С-85А установленная в лобовом листе бронерубки. Длина ствола орудия составляла 48,8 калибра. Масса орудия без бронирования составляла 1230 кг. (Д-5С-85А – 1370 кг). Предельная длина отката равнялась 320 мм. Пушка оснащалась клиновым затвором с полуавтоматикой копонирного типа. Противооткатные устройства, состоящие из гидропневматического накатника и гидравлического тормоза отката, находились над стволом орудия – слева тормоз отката, справа – накатник. Скорострельность орудия составляла 6-8 выстрелов в минуту. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25 градусов, углы горизонтальной наводки 20 градусов (по 10 в каждую сторону)

.
Боекомплект орудия состоял из 48 снарядов. 17 выстрелов были расположены в боеукладке в нише левого борта (помимо этого сюда можно было дополнительно уложить два бронебойных снаряда). 10 выстрелов размещались в вертикальном стеллаже у моторной перегородки, 1 выстрел в вертикальном стеллаже у левого борта. 14 выстрелов находились в ящике под орудием (помимо этого в гнезда ящика можно было дополнительно уложить еще 4 бронебойных снаряда). Для самообороны экипаж САУ использовал пистолеты-пулеметы ППШ и ручные гранаты Ф-1.


Для ведения огня прямой наводкой применялся телескопический прицел 10Т-15 (на небольшой части машин ТШ-1). Дальность прямого выстрела составляла 3800 метров, наибольшая дальность ведения огня 13 600 метров. Для стрельбы использовались штатные боеприпасы 85-мм зенитного орудия образцы 1939 года. В 1944 году в боекомплект САУ СУ-85 включили новый подкалиберный снаряд БР-365П.


В моторном отделении самоходки на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса находился дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с. На двигателе были размещены: топливный фильтр, топливоподкачивающий насос, топливный насос НК-1, топливопроводы высокого давления, масляный фильтр, водный насос и генератор. Как и на базовом среднем танке, на САУ устанавливались 2 центробежных воздухоочистителя типа «Циклон», размещенных в трансмиссионном отделении. Топливная система танка включала в себя 8 баков общей емкостью 465 литров. Помимо внутренних баков на корпусе САУ можно было разместить еще 3 наружных топливных бака емкостью 90 литров каждый.


Боевое применение

Для своего времени САУ СУ-85, вооруженная мощной 85-мм пушкой, была грозной боевой машиной, такой же пушкой в то время вооружался танк КВ-85, выпушенный очень ограниченной серией. Орудие самоходки позволяло ей бороться с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на дистанциях в 600-800 метров.

С увеличением объемов производства количество САУ в войсках возрастало и с октября 1943 года по февраль 1944 года все полки были переведены на новый штат. Согласно новым штатом самоходно-артиллерийский полк состоял из 21 машины – 4 батареи по 5 установок и 1 машина командира полка. Дополнительно полк получал роту автоматчиков и взвод саперов. Помимо отдельных самоходно-артиллерийских полков, новые САУ стояли на вооружении полков, которые входили в состав специально созданных истребительно-противотанковых бригад.

Неправильное применение слабобронированной самоходки порой приводило к неоправдпнным потерям.  С недостатками и ошибками в боевом использовании самоходок велась нешуточная борьба во всех инстанциях. В приказах командующих фронтами танковым и общевойсковым командирам давались указания, что ни в коем случае нельзя допускать использование САУ в роли танков. Помимо этого запрещалось применять самоходно-артиллерийские полки, которые выходили в состав истребительно-противотанковых бригад, для сопровождения танков и пехоты в отрыве от остальных подразделений бригады. Данные полки чаще других должны были служить артиллерийско-противотанковым резервом. 


Новая САУ СУ-85 в войсках была встречена хорошо и применялась достаточно эффективно. Хотя мощности фугасного 85-мм снаряда иногда было явно недостаточно для уничтожения полевых укреплений противника, с танками немцев САУ боролась достаточно уверено. При этом наряду с положительными отзывами шли из частей и предложения по внесению в конструкцию САУ улучшений. К примеру, командир 7-го мехкорпуса генерал-майор Катков, оценивая машину, отмечал: «Самоходка СУ-85 в настоящее время является достаточно эффективным средством борьбы с тяжелыми танками вермахта. По проходимости и маневренности она не уступает танку Т-34, и с новой 85-мм пушкой показывает себя в боевых действиях достаточно хорошо. Однако, используя огонь и броню своих танков «Тигр», «Пантера» и САУ «Фердинанд», немцы стараются навязывать бой на больших дистанциях – 1500-2000 метров. В таких условиях мощь 85-мм орудия и лобовая броня САУ СУ-85 недостаточны. Необходимо усилить бронирование и самое главное вооружить самоходку новым орудием с увеличенной бронепробиваемостью, для того чтобы она могла уверенно бороться с «Тиграми» на дистанции в 1500 метров». Пожелания военных об увеличении огневой мощи САУ были учтены, и на свет появилась новая самоходка, вооруженная 100-мм орудием – СУ-100.


Модификации

СУ-85-1, СУ-85-4

Проектирование самоходных истребителей танков, вооруженных 85-мм пушкой с баллистикой зенитного орудия обр. 1939 г., началось по распоряжению ГКО от 5 мая 1943 г. К концу мая варианты 85-мм пушек для вооружения САУ подали ЦАКБ и завод № 9.


Пушка ЦАКБ, получившая индекс С-18, проектировалась для вооружения тяжелых танков КВ и для установки в САУ ее лишь слегка доработали. Оснащенная новой карданной рамкой по типу рамки С-1 и качающейся бронировкой нового типа, пушка была доставлена на Уралмашзавод. Но размеры казенной части пушки С-18 оказались очень большими, что не позволяло без переделки установить орудие в рубку СУ-85 с полноценным люком механика-водителя.


Однако, после обращения В.Грабина в ГКО, Уралмашзавод получил задание произвести установку С-18 в рубке разработанной СУ-85. При этом орудием С-18 были оснащены две САУ, получившие индексы СУ-85-1 и СУ-85-4.


СУ-85-1 представляла собой компромиссную конструкцию, для которой, в целях сохранности боевой рубки СУ-85, КБ Уралмашзавода разработало новую люльку и качающуюся бронемаску, исключив спаренный пулемет.


СУ-85-4 была изготовлена по настоянию ЦАКБ, для чего корпус САУ был немного изменен в лобовой части. Однако в дальнейшем она была снята с испытаний, как не выдержавшая их, а СУ-85-1 показала худшие результаты по сравнению с СУ-85-2. В результате на вооружение артсистемы приняты не были.

СУ-85-2 (СУ-85)

СУ-85-2 была спроектирована КБ Уралмашзавода под установку 85-мм орудия Д-5, конструкции КБ завода № 9. Первоначально пушка рассматривалась только как резервный вариант для временного принятия на вооружение, если возникнут трудности с С-18.
Но испытания показали значительные эксплуатационные преимущества Д-5 и ее более надежную работу. После государственных испытаний комиссия под председательством ген-лейтенанта танковых войск Тарановича рекомендовала СУ-85-2 для принятия на вооружение танковых войск в качестве "85-мм штурмовой противотанковой самоходной пушки СУ-85" взамен СУ-122.


Первый САП, вооруженный СУ-85, поступил на фронт в сентябре 1943 г.

СУ-85М

По предложению главного конструктора Уралмашзавода Л.Горлицкого, выпуск корпусов СУ-85 с июля 1944 г. был прекращен, а 85-мм пушку Д-5С начали устанавливать в корпус СУ-100, имевший более толстую броню (лобовая: 75-мм) и более просторное боевое отделение. Такая САУ получила индекс СУ-85М и производилась до декабря 1944 г, когда на смену ей пришла более мощная СУ-100 с новым бронебойным снарядом.

СУ-85БМ, СУ-С-34-1, СУ-Д-10-85


Предпринимались попытки оснастить САУ орудием с баллистикой близкой к баллистике немецких пушек StuK 43(PaK 43), для этого ГАУ выдвинуло требования о создании такого орудия.

Первыми 85-мм пушку большой мощности изготовило и предъявило КБ завода № 9. Пушка Д-5-С-85БМ сохранила гильзу 85-мм зенитной пушки, а за счет увеличения порохового заряда и длины ствола, начальную скорость бронебойного снаряда удалось довести до 950 м/с. Испытания СУ-85БМ, вооруженной этим орудием, проходили в январе-марте 1944 г, но орудие принято на вооружение не было.
ЦАКБ весной 1944 г. изготовило 85-мм самоходную пушку С-34-1B, в которой использовалась гильза от 100-мм орудия. Пушка, смонтированная в боевой рубке СУ-85, прошла испытания летом 1944 г, но требования ТЗ достигнуты не были. Кроме того, наблюдался неустойчивый полет бронебойного снаряда.
Осенью 1944 г. новый вариант 85-мм пушки большой мощности для установки в САУ предложило КБ завода № 9. Новая пушка Д-10-85ПМ использовала гильзу с усиленным зарядом 100-мм орудия Б-34, а ствол ее был удлинен специальной гладкоствольной муфтой. Испытания велись до марта 1943 г., но также не продемонстрировали выдающихся характеристик.


Ни одна из рассмотренных артсистем на вооружение не принималась.
 

Комментарии

1  2 
















1  2 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)