Су-2
В 1936 г. ВВС объявили конкурс на лучший двухместный одномоторный многоцелевой (разведчик, ближний бомбардировщик и штурмовик) самолет под уставным обозначением «Иванов». Задания на разработку самолета получили конструкторские коллективы, возглавляемые И.Г. Неманом, Н.Н. Поликарповым и А.Н. Туполевым.
Проектирование скоростного разведчика-моноплана «Иванов» Туполев поручил бригаде Павла Осиповича Сухого, которая ранее создала ставшие знаменитыми рекордные самолеты АНТ-25 (РД) и АНТ-37 «Родина». Работы над самолетом, получившим обозначение АНТ-51 «СЗ» (Сталинское задание), были начаты в 1936 г. Тогда даже военные специалисты еще не могли достаточно четко определить технические требования для машин с «широким кругом боевых обязанностей». Поэтому конструкторы стремились обеспечить для «СЗ» такие летно-технические параметры, которые позволили бы использовать его для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя, уничтожения живой силы и техники и ударов по коммуникациям и военным объектам в ближнем тылу противника.
Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом, убирающимся шасси и бомбовой нагрузкой 400 кг. 25 августа 1937 г. состоялся первый полет АНТ-51 с мотором М-62 (820 л.с.). На госиспытаниях была получена максимальная скорость 403 км/ч на высоте 4700 м. Несмотря на недостаточную скорость, самолет в варианте ближнего бомбардировщика был признан лучшим среди конкурсных. (Лучшим разведчиком назвали самолет ХАИ-5.) Самолет АНТ-51 было решено испытать повторно с более мощным двигателем М-87А (мощность — 950 л.с.). Машина показала скорость 468 км/ч на высоте 5600 м. Бомбардировщик был одобрен и еще запущен в серию под маркой «Иванов» (АНТ-51). С целью экономии дорогого и дефицитного дюралюминия разработали смешанную конструкцию самолета с максимально возможным применением дерева.
В конце 1939 г. бригада П.О. Сухого стала самостоятельным ОКБ. Самолет получат новое обозначение — ББ-1 (ближний бомбардировщик — первый) и выпускался с двигателем М-88 (1100 л.с.), впоследствии — с М-88Б. В конце 1940 г. самолет по фамилии конструктора, получил название Су-2. Бомбовая нагрузка была увеличена до 600 кг. Су-2 строился серийно на трех заводах. Была выпущена серия машин с мотором М-82 (1400 л.с.). С этим двигателем Су- 2 показывали скорость свыше 480 км/ч на высоте — 6000 м. Вооружение включало 6 пулеметов ШКАС (по 650 патронов) — по два в консолях крыла (у разъемов), по одному на турели и в люковой установке. Бомбовая нагрузка могла быть в нескольких вариантах: внутренняя подвеска — до 400 кг бомб в разных комбинациях (30 х 8 кг, 30 х 10 кг, 20 х 15 кг, 20 х 20 кг, 12 х 25 кг, 4 х 50 кг, 4 х 100 кг); на наружной подвеске две бомбы по 250 кг (или более мелкие на 14 держателях) или 10 РС-82 (8 PC-132). Однако к началу Великой Отечественной войны стрелковое вооружение Су-2 было уже недостаточным.
В 1941 году, под перспективный двигатель М-90 (2000 л.с.) была разработана еще одна модификация — Су-4. Значительное увеличение мощности обещало существенное улучшение летных и боевых качеств самолета. Однако мотор был опытным, и на самолете установили серийный двигатель М-82. Бомбардировщик Су-4 с М-82 выпускался серийно весной—осенью 1942 г. Вооружение было усилено. Дополнительно к двум пулеметам ШКАС в кабине стрелка и 400 кг бомб на внутренней подвеске, вместо крыльевых ШКАС, в центроплане устанавливались два крупнокалиберных пулемета БС.
В первые месяцы Великой Отечественной войны экипажи Су-2, как и их боевые товарищи, сражавшиеся на уже устаревших самолетах СБ, И-16, И-153 «Чайка» и МБР-2, выполняли любые задания командования. Облегченные Су-2 (без бомб и реактивных снарядов) применяли даже в качестве одноместных истребителей. Группа Су-2, возглавляемая заместителем командира эскадрильи Екатериной Зеленко, только за один вылет в июле 1941 г. разгромила фашистскую механизированную колонну, сожгла и вывела из строя 45 танков и 20 автомашин. В сентябре, после выполнения очередного задания, на самолет Зеленко напали семь истребителей. В этом жестоком бою экипаж Су-2 сбил один вражеский истребитель, поджег второй, а третий уничтожил таранным ударом. Это был первый в истории авиации таран, выполненный летчиком-женщиной.
В ходе первого периода войны быстро выяснилось, что тип самолета, сочетавший в себе качества разведчика и ближнего бомбардировщика (хотя экономически это и выгодно), уже изжил себя. Его функции повсеместно и прочно перешли к двухмоторным скоростным самолетам типа Пе-2 и Ту-2, имевшим скорость более 500 км/ч. Штурмовику же необходимо было более сильное бронирование, стрелковое вооружение крупного калибра, меньшая высотность и большая скорость у земли. В дальнейшем коллектив П.О. Сухого разработал бронированный штурмовик Су-6, соответствовавший этим требованиям.
Технические данные Су-2
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 4 700 кг
Размеры:
длина х размах крыла - 10,25 x 14,3 м.
Силовая установка:
количество двигателей х мощность - 1(М-82)x1700 л.с.
Максимальная скорость полета
на высоте 5 850 м - 486 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 8,5 м/с
Практический потолок - 8 400 м
Дальность полета - 910 км
Вооружение:
6 х 7,62-мм пулемета ШКАС
Максимальная бомбовая нагрузка - до 600 кг, или 400 кг и 8-10 РС
Комментарии
| |
|
RSS лента комментариев этой записи Обновить список комментариев