Вспомни все
 



САУ "Ягдтигр" (Jagtiger)

Самоходка «Ягдтигр» явилась последним аргументом гитлеровской Германии изменить ход войны в более благоприятное для себя русло. Трудно руководствоваться логикой создателей этой самоходки, ибо на момент создания САУ «Ягдтигр» в Германии уже была бронетехника способная легко подбивать любые танки Союзников. Возможно создатели этой машины руководствовались тем, что немецкие 75мм и 88мм танковые орудия имели противотанковую направленность и не давали достаточного фугасного эффекта. Как бы там ни было стремление соединить хорошие бронебойные и фугасные характеристики  послужило причиной появления «Ягдтигр». САУ «Ягдтигр» оказалась самой тяжелой самоходкой Второй мировой войны. Ее 128мм пушка могла пробить абсолютно любой танк на дистанции 1,5 км, лобовая же 250мм  броня  была практически неуязвима для большинства орудийных стволов его соперников.
 
В качестве шасси для САУ «Ягдтигр» был избран «Королевский тигр»  Tiger II, удлинив корпус на  25 см и оставив всё остальное без изменений включая два комплекта гусениц - узкие транспортные и  широкие боевые. В наследство от Tiger II достался также курсовой пулемёт MG 34 в шаровой установке в лобовой плите корпуса. Внутри САУ находился ещё 7.92мм ПВО MG 34 (MG 42), 9mm MP 38/40 и 27мм сигнальный пистолет Walter.
 
 Следует отметить, что бронекорпус танка почти не претерпел изменений ни в части конструкции, ни в части толщины брони. Борта рубки представляли собой одно целое с бортами корпуса и имели такую же толщину – 80 мм. Лобовой и кормовой листы рубки соединялись с бортами «в шип», усиливались шпонками, а затем обваривались. Толщина лобового листа рубки достигала 250 мм, располагался он под углом 75° от горизонтали, что делало его практически неуязвимым для всех противотанковых средств противника на дистанции свыше 400 м. Кормовой лист имел толщину 80 мм. В нем располагался люк для демонтажа орудия, загрузки боекомплекта и эвакуации экипажа, закрывавшийся двухстворчатой крышкой на петлях. Крыша рубки изготавливалась из 40-мм бронелиста и крепилась к корпусу болтами. В правой передней части крыши рубки располагалась командирская вращающаяся наблюдательная башенка со смотровым прибором, прикрытым П-образной броневой скобой. Перед прибором в крыше башенки имелся лючок для установки стереотрубы. За командирской башенкой размещался посадочный люк командира, а слева от нее – амбразура перископического прицела пушки. Кроме того, в крыше рубки устанавливались вентилятор, «устройство ближнего боя» и четыре прибора наблюдения.
 
В амбразуре переднего листа рубки, прикрытой массивной литой маской, устанавливалась пушка 12,8 cm Pak 44 (Pak 80) калибра 128 мм. Начальная скорость бронебойного снаряда достигала 920 м/с. Длина ствола орудия, разработанного фирмой Кгарр и изготавливавшегося на предприятии Bertha-Werke в Бреслау, составляла 55 калибров (7020 мм). Масса орудия – 7000 кг. Затвор – клиновой, горизонтальный, имел 1/4 автоматики, то есть открывание затвора и экстрактирование гильзы производились вручную, а после досылания снаряда и заряда затвор закрывался автоматически. Пушка была смонтирована на специальном станке, установленном в корпусе САУ. Вертикальное наведение осуществлялось в пределах от -7° до +15°, горизонтальное – 10° на сторону. Противооткатные устройства располагались над стволом орудия. Предельная длина отката – 900 мм. Наибольшая дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 12,5 км. Как уже отмечалось, пушка Рак 44 отличалась от 128-мм зенитной пушки Flak 40 раздельно-гильзовым заряжанием. В тесной рубке САУ с громоздким и тяжелым «унитаром» не было возможности развернуться. Для ускорения процесса заряжания в экипаж «Ягдтигра» входили два заряжающих: в то время как один досылал в камору снаряд, другой – подавал гильзу с зарядом. Тем не менее, скорострельность «Ягдтигра» не превышала 2 – 3 выстр/мин.
 
Боекомплект САУ размещался на полу боевого отделения и бортах рубки в хомутиковых укладках и составлял 38 – 40 выстрелов. Перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7°, что позволяло поражать цели на дистанции до 4000 м. Вспомогательное вооружение «Ягдтигра» состояло из пулемета MG 34, размещенного в шаровой установке в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемета – 1500 патронов. На крыше рубки было смонтировано «устройство ближнего боя» – 26-мм противопехотный гранатомет. На машинах поздних выпусков стал устанавливаться зенитный пулемет MG 42.
 
В боекомплект Рак 44 входили выстрелы с бронебойным снарядом массой 28,3 кг и осколочным массой 28 кг. Бронепробиваемость Рак 44 составляла 200 мм на дистанции в 1,5 км. Пушка могла поразить любой советский, американский или английский танк на дистанциях для них запредельных. Кроме того, из-за большой массы снаряда при его попадании в танк, даже без пробития брони, в 90% случаев он все равно выходил из строя.
 
Экипаж насчитывал самоходки состоял из 6 человек: командир слева от орудия, в рубке; наводчик - перед командиром; два заряжающих - справа от орудия; Водитель - слева в передней части корпуса; стрелок-радист - справа от водителя.
 
Бронирование «Ягдтигра» было чрезвычайным, толщина лобовой бронеплиты рубки составляла 250мм, а корпуса - 150мм сверху и 100мм снизу, борта по 80мм.  В результате боевой вес машины составил 71700 кг и превысил вес Tiger II приблизительно на 3700 кг. Из-за большой рубки «Ягдтигр» имел высоту 2.82 м. Если на САУ «Фердинанд» рубка крепилась к корпусу болтами, то на «Ягдтигре» корпус и рубка составляли одно целое. Броня была катанной, гомогенной и соединялась в шип с двойным провариванием электросваркой. Надо отметить, нетипичность того, что размеры и вес САУ получились больше, чем у танка, на базе которого, САУ создавалось.
 
Еще при испытании «Ягдтигра» выявилось множество проблем, устранить которые так и не удалось до окончания войны. Перетяжелённая и крайне не надёжная ходовая Tiger II, на огромной самоходке оказалась ниже всякой критики. Бензиновый двигатель Maybach HL230 P30 на 700 л.с. и коробка передач явно не справлялись с весом машины: удельная мощность двигателя -  9.8 л.с./тонну. Хотя трансмиссия Maybach-Olvar 40 12 16 B имела 8 передних скоростей и 4 задних, машина перемещалась неповоротливо. В боевых гусеницах шириной 79 см, удельное давление на грунт - 1,07 кг/см2. Радиус разворота - 4.8 м. Расход топлива более 5 литров на километр, ограничивал автономность до 170 км по дороге. Заявленная паспортная скорость по шоссе 38км/ч практически никогда не достигалась, а вот перегрев двигателя случался часто, особенно при подъёме даже на незначительный склон.
 
Серийный выпуск САУ начался в июле 1944 на филиале австрийского концерна Штеер-Даймлер-Пух, на заводе Nibelungenwerke в городе St.Valentine. По планам Управления вооружения сухопутных войск предписывалось сделать 150 тяжёлых САУ «Ягдтигр» Ausf B. Но по настоящему производство «Ягдтигр» активизировалось только в январе 1945. В апреле 1944 из заводских ворот вышло 4 САУ с 88мм орудием Pak 43 L/71 и официальным названием Panzerjager Tiger mit 88mm Pak 43/3 (Sf.) (Sd. Kfz.185). До конца 1944 выдали 48 САУ. А всего с июля 1944 по март 1945 единственный производитель «Ягдтигр» предприятие Nibelungenwerke изготовили 74 тяжёлых истребителей танков «Ягдтигр» не считая три прототипа.
 
Исходя из запредельно низкой надёжности, чтобы избежать попадания неисправной машины в руки Союзников, в «Ягдтигр» находилось 2 подрывных заряда - под казёнником орудия и под двигателем. И по всей вероятности основные «потери» этой самоходки как раз и пришлись на эти заряды, приведенными в действие собственными экипажами.
 
На Восточном фронте «Ягдтигру» повоевать не довелось, а его соперником оказывался американский «Шерман». Трудности с перемещением такой большой машины на места боевых действий сводили возможный боевой потенциал этой машины к скромным результатам. От различного рода поломок они постоянно находились в ремонте. Хотя когда им доводилось таки принимать участие в боевых действиях эффективность их была достаточно высока.
 
 Так например 10 марта 1-я рота 512-го батальона тяжелых истребителей танков вступила в бой с американскими войсками в районе городка Ремаген на берегу Рейна. Пушки «Ягдтигров» поражали американские танки на дистанции 2500 м. После боев под г.Зиген в состав роты включили несколько штурмовых орудий StuG III и танков Pz.IV и преобразовали в боевую группу Ernst, названную так по имени ее командира – капитана Альберта Эрнста. Боевая группа занимала оборону на доминирующих над местностью высотах на берегу р. Рур. Когда появилась большая колонна американских войск, немцы обрушили на нее шквальный огонь. «Ягдтигры» обстреливали дальние цели, а штурмовые орудия и танки – ближние. В результате скоротечного боя американцы потеряли 11 танков и до 50 других боевых и транспортных машин. Немцы потеряли один «Ягдтигр», пораженный с воздуха ракетой, пущенной с истребителя Р-51 «Мустанг».
 
«Ягдтигры»  принимали участие в боях в «Рурском мешке». По свидетельству некоторых зарубежных источников, 11 апреля 1945 года в районе г. Унна рота Отто Кариуса подбила около 15 танков противника.
 
В конечном итоге большинство уцелевших «Ягдтигров» оказались в руках американских союзников после сдачи в плен их экипажей, ибо бороться с американскими самолетами не мог даже «Ягдтигр» Один трофейный «Ягдтигр»  находится в музее бронетехники в подмосковной Кубинке.
 
 Задуманный как очередное Wunderwaffe («чудо-оружие»), которое должно было изменить ход войны, «Ягдтигр» не оправдал возлагавшихся на него надежд, став такой же избыточной и фактически бесполезной боевой машиной, как и «Королевский Тигр»: «Целей, достойных 128-мм пушки, у противников гитлеровской Германии не было. Из металла же, необходимого для изготовления одного «Ягдтигра», можно было сделать четыре «хетцера» – лучших легких противотанковых САУ времен войны, от которых было куда больше толку!»

 

Комментарии

1  2  3 
















1  2  3 

RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)