Вспомни все
 



САУ "Панцерягер"-I

В то время когда в СССР для транспортировки легких противотанковых орудий использовалась в основном конная тяга, немцы ломали голову, как придать противотанковой пушке мобильность и самостоятельность в бою. В результате этого появился «охотник за танками»  Панцерягер 1 вооруженный 47мм чешской пушкой.
 
 Началось все с того, что в 1939 году берлинская фирма Alkett предложила сразу три САУ на базе потерявшего актуальность лёгкого танка Pz-I.
 
На несколько доработанном корпусе с частично срезанной подбашенной коробкой за лёгким щитовым прикрытием предполагалось установить 37-мм противотанковую пушку РАК-35\36, 20-мм. зенитную пушку Flak-30 или 75-мм. лёгкое пехотное орудие lelG 18. Представленные деревянные модели вызвали интерес рейхсминистерства вооружений и боеприпасов. Но в первоначальном варианте была одобрена лишь зенитная САУ, изготовление которой, впрочем, отложили на год. 75-мм самоходное орудие поддержки отложили однозначно, так как в производстве уже осваивалась StuG-III, САУ с 37-мм противотанковой пушкой тоже не была одобрена из-за слабости орудия.
 
И тут как нельзя кстати пришлись 47-мм противотанковые пушки чешского производства, доставшиеся Германии в значительных количествах при аншлюсе Чехословакии. Это орудие в 1937–1938 годах разрабатывала фирма Шкода и под обозначением 4.7 cm KPUV vz.38 (заводской индекс А5) его приняли на вооружение. При всех замечательных характеристиках эта пушка имела один существенный недостаток — она была совершенно неприспособлена к механической тяге. Скорость буксировки на конной тяге составляла 10–15 км/ч — это было достаточным для чехословацкой армии, но абсолютно неприемлемо для немецкого блицкрига. Поэтому большинство трофейных пушек 4.7 cm KPUV vz.38, получивших в вермахте индекс 4.7 cm Pak (t), немцы предполагали использовать в стационарном варианте. Для ста из них были оборудованы позиции на «Линии Зигфрида», для других спешно изготавливались подрессоренные подкатные тележки.
 
Зимой 1940 года фирма Alkett получила заказ на проектирование САУ с использованием чешской 47-мм. пушки и шасси танка Pz-I или Pz-II.
 
Для установки нового орудия готовый проект 37-мм противотанковой САУ на базе «единички» был переработан, так как изначально эта САУ была сконструирована на базе Pz-I Ausf.A, а этот танк оказался непригоным для такой переделки — при стрельбе без специальных упоров у него разбивало ленивец. Орудие установили на шасси танка Pz-I Ausf.B, и вместо штатного щита оно получило открытую сверху и сзади рубку с толщиной брони в 14,5 мм. Горизонтальный угол наведения составлял ±17.5°, а вертикальный — от -8° до +12°. Само собой такое бронирование не могло надежно защитить экипаж не только от снарядов противника, но зачастую и от его крупноколиберных пулеметов. 
 
Зато машина оборудовалась штатной радиостанцией Fu 2 или Fu 5, что для Красной Армии было в то время невиданной и непозволительной роскошью.
 
Боекомплект к пушке составлял 86 снарядов. Для стрельбы сначала использовались бронебойные снаряды австрийского и чехословацкого образцов. В 1940 году был разработан 47-мм подкалиберный снаряд.
 
В таком виде САУ получила название 4.7cm Pak(t) Sfl auf Pz.Kpfw.I Ausf.B (Sd.Kfz. 101) и в марте 1940 года была принята на вооружение. Началось её производство, а точнее — переоборудование, фирмами Alkett и Daimler-Benz. На первой осуществлялась окончательная сборка САУ, а на последней производился капитальный ремонт двигателей и шасси изношенных «единичек».
 
Начальник генерального штаба вермахта генерал Ф. Гальдер 9 февраля 1940 года сделал в своём дневнике следующую запись: «47-мм пушки: 132 самоходные противотанковые (47-мм орудия „Шкода"). Из них: 120 — танковые дивизии; 12 — остаются в резерве. Тем самым танковые дивизии получают в свои противотанковые дивизионы по одной роте самоходных орудий».
 Первоначальный заказ составлял 132 САУ (включая два прототипа), но изготовление их затянулось до июня 1940 года. В войсках машину окрестили Panzerjager-I (охотник за танками).
 
В боевых действиях весны-лета 1940 года САУ почти не участвовали, а отдельные столкновения с французскими танками показали недостаточную бронепробиваемость орудия, в боекомплекте которого ещё не было подкалиберного снаряда. Осенью 1940 года Panzerjager-I упражнялись на полигонах в стрельбе по обширной коллекции трофейных танков, а также ремонтировались. Тогда же провели и модернизацию этих толком не воевавших машин. Она заключалась в замене старых бронерубок новыми, несколько более просторными и полностью сварными. Осенью 1940 года был выдан заказ на производство ещё 70 (по другим данным 60) Panzerjager-I. Столь малый размер заказа по-видимому определялся ограниченным количеством шасси. Их переоборудованием занимались фирмы Даймлер-Бенц и Шкода, так как Алкетт была занята выполнением заказа на большую партию штурмовых орудий.
 
В летних боях 1941 года Panzerjager-I с подкалиберными снарядами показали себя очень хорошо, и вся критика в их адрес сводилась исключительно к ходовой части и трансмиссии. Часто шасси застревали на русских грунтовых дорогах даже после небольшого дождя, а осенью у них дружно начали ломаться коробки передач. Положение усугубилось с наступлением холодов, так как двигатель напрочь отказывался заводится при -15 градусах (густела смазка, а зимней смазки на тот момент у немцев не было. Танкистам и вообще всем, кто был связан с моторами, приходилось отогревать двигатели паяльными лампами, добавлять в смазку бензин, но все эти способы были чреваты последствиями, хотя другого выхода у немцев не было. Приходилось лишь завидовать русским, у которых зимняя смазка была, и поминать крепким словом своих тыловиков, не позаботившихся о поставке на фронт зимней смазки. — А. Питолин). Таким образом, суровая русская зима частично повлияла на решение отправить «охотников за танками» в Северную Африку. Там Panzerjager-I успешно боролись с британскими крейсерскими танками, а с близкой дистанции могли пробить и броню «Матильды».
 
Впрочем, некоторое количество Panzerjager-I продолжало сражаться на южном фасе восточного фронта. Эти самоходки были также  на вооружении  дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Трофейные САУ использовались и в Красной Армии. Последние эпизоды использования Panzerjager-I на фронте относятся к Сталинградской битве.
 
Что касается эффективности 47-мм. пушки, можно сказать, что с дистанции в 600–700 метров оно пробивало броню всех советских танков, за исключением Т-34 и КВ. Правда и у этих мощных машин была своя ахиллесова пята — Panzerjager-I мог пробить борт литых башен с дистанции до 400 метров. Впрочем, такая снайперская стрельба не носила массовый характер, и существенно повысить бронепробиваемость 47-мм пушки смог только новый подкалиберный снаряд. Введение его в боекомплект позволило пробивать броню советских тяжелых танков с дистанции 500–600 м. Правда заброневое действие вольфрамо-молибденового сердечника оказалось очень слабым. Незначительным было и число вторичных осколков, представлявших наибольшую угрозу экипажу. Частыми были случаи, когда сердечник, пробив броню, раскалывался на 2–3 куска и просто падал на пол танка, не причинив вреда экипажу и оборудованию.
 
Panzerjager-I — первый немецкий самоходный истребитель танков, за которым впоследствии появилось много другиех немецких ПТ САУ с более «убойными» орудиями. Ведь 47-мм противотанковая пушка, разработанная в конце 30-х, была ориентирована на борьбу с тогдашними танками, но отнюдь не с советскими Т-34 и КВ. Если в 1938 году немецкая противотанковая пушка РАК-35\36 считалась очень опасным противником всех танков, то с увеличением танковой брони, начиная с 1941 года, чаще становилась обычной «колотушкой», такой же, как и полевая 37мм противотанковая пушка Pak 35/36, прозванная немецкими артиллеристами «колотушкой», из-за невозможности пробить броню Т-34.
 
Тактико-технические характеристики              «Panzerjager»
Боевая масса, т                                                    6,4
Экипаж, чел.                                                          3
Длина                                                                  4420
Ширина                                                               1850
Высота                                                                2250
Клиренс                                                               295
Броня, мм:                                                          14-18
Лоб                                                                      18
Борт                                                                     14
Корма                                                                   14
Рубка                                                                    14,5
Скорость максимальная, км/ч:                               42
Запас хода по шоссе, км                                       140
Угол подъема, град                                                30
Ширина рва, м                                                      1,4
Высота стенки, м                                                 0,37
Глубина брода                                                      0,6
 
 
 
 

 

Комментарии







RSS лента комментариев этой записи
Обновить список комментариев

Оставить комментарий


ФИО: (*)
Текст сообщения: (*)