Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят... читать дальше...
Авиация СССР
Вспомни тот МиГ
Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». читать дальше...
Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.
Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в советской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7
Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...
Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.
Существенным моментом конца 1943г.- начала 1944г. было освоение производства Т-34-85 с новыми литыми башнями (толщина брони 75-90мм и литье лучшего качества,за счет подбора легирующих элементов и технологии отлива),сварки корпусов без носовой балки и установки траков на верхний лобовой лист. Собственно в таком виде Т-34 и встретили Победу в Мае 1945г.,ничего более серьезного предпринято не было.
В 1943г. прекратилось производство башен-"пирожков",башни-"гайки" получили командирские башенки. В конце года прошли войсковые испытания Т-43,лобовая броня 75мм,литая башня 90-75мм. Танкисты были в восторге от этих машин,приличная броня и опытные экипажи позволили избежать обычных для Т-34 потерь. Позже подобные башни устанавливали на Т-34-85, но лобовая броня осталась прежней 45мм. При установке верхнего лобового листа 75мм удалось бы избежать как минимум половины поражений лобовой брони. Как всегда сказался дефицит броневого проката (его еле хватало на тяжелые машины,а Т-34 был массовым танком). Танкистам объяснили,что от 88мм L71 75мм броня не спасет,главное подвижность. Хотя чем толще броня,тем меньше средств ее пробить. Тем более,что основные потери Т-34 несли не от этих орудий.
Думаю,что рассматривать результаты попаданий снарядов выше 75мм не имеет смысла (по вполне понятным причинам). В 1942г. ситуация еще более осложнилась: качество изготовления Т-34 падало,а у противника стали массово появляться на поле боя 50,-75мм ПТО,танки получили 50мм L60 и 75мм L43,-48 пушки. Плюс немалое количество наших трофейных 76мм орудий. От их огня уже не спасала и лобовая броня. И надо прямо сказать,что немцы стреляли очень точно,можно найти немало воспоминаний наших танкистов,в которых говорится как первый снаряд вышибал курсовой пулемет,а второй влетал в люк мехвода. Немного улучшило положение установка башни-"гайки",но кардинально защищенность от этого не выиграла. Несколько больший внутренний объем и более удачная форма,теряли свои преимущества из-за низкокачественного литья. Штампованная башня была прочнее,но ввиду отсутствия нужного проката,ее делали из 45мм листа,что не позволяло повысить снарядостойкость.
В общем,если подытожить все вышесказанное,то на 1941г. Т-34 более-менее спокойно переносил попадания 37мм,держал попадания в лоб 47,-50мм(кроме трех элементов) и в некоторых случаях 75мм. Башня литой конструкции,с дистанции 100м не держала и 37мм(конечно при попадании под углом близким к прямому),сварная была значительно прочнее,но и она не выдерживала попаданий 47,-50мм и выше снарядов. Расчитывать можно было только на рикошет. При пробитии башни,ввиду ее малого объема,уцелеть в ней было проблематично,несколько больше шансов у заряжающего. В результате пробития борта, танк в большей части случаев загорался,иногда взрывался из-за взрыва пустого топливного бака. К сожалению обычно в наших танках (особенно в МТО)постоянно были лужи топлива и масла,как в результате различных подтеканий,так и раздолбайства экипажа. Все это вкупе с наличием промасленных тряпок и отсутствием средств пожаротушения, естественно, только усугубляло положение.
Возможно наиболее качественными были танки завода №183(ХПЗ эвакуированный в Нижний Тагил),ЧТЗ и "Уралмаш". Последний производил корпуса для всех трех заводов (в том числе для КВ,тяжелых и средних самоходок), на базе эвакуированного Ижорского завода. В Омск,Рубцовск и Барнаул эвакуировали завод №174(им.Ворошилова из Ленинграда),там удалось организовать почти полный цикл производства Т-34(орудия завод №92 г.Горький). Где и из чего выпускали корпуса не знаю (самая закрытая информация по Омску),но судя по фото, корпуса без носовой балки, там стали выпускать одними из первых,хотя на выпуск Т-34-85 перешли последними.
Угол наклона лобовых листов корпуса,почти гарантировал рикошет снаряда,но люк мехвода проваливался при попадании даже 37мм снаряда,так же как и шаровая опора курсового пулемета. На более поздних выпусках люк не проваливался,а срывался. Носовая балка (130мм,но из обычной стали) также не держала 37мм снаряд. Эти три элемента весьма сильно ослабляли защищенность лобовой проекции танка. После эвакуации ХПЗ и захвата немцами Мариупольского металлургического комбината,остается только гадать о качестве брони Т-34. В Сталинграде сталь поставлял завод "Красный октябрь"(но он не производил до войны броневую сталь),корпуса сваривала судоверфь,орудия завод "Баррикады",дизеля СТЗ (туда частично эвакуировали завод №75). Из чего делали корпуса и башни на заводе №112 (судоверфь "Красное Сормово") неизвестно,двигатели устанавливали М-17,пушки завода №92(вопросов нет). Известно письмо Сталина Малышеву,в котором он просит(!) что нибудь сделать с "сормовским уродцем" на котором боятся воевать наши танкисты (нонсенс!).
Первая составляющая. 1941г. Лично мне Т-34 не нравится(это мое чисто субъективное мнение,мое сердце больше лежит к тяжелым танкам КВ и ИС). Если взять БТ-7,то прогресс вроде налицо- мощное орудие,толстая броня,упрощенная трансмиссия,наклонная броня и т.д. Но на самом деле Т-34 был такой же эрзац как и ЯК-1. Т.е. попытка добиться результата с негодными средствами. Все недостатки БТ перенесены на новый танк,при большем весе и габаритах которого,они дорого обошлись нашим танкистам. Подвеска Кристи была проста,но требовала двойного борта(т.е. съедала часть заброневого объема) и создавала большие продольные колебания танка при движении по пересеченной местности. Все остальные наши танки проектировались и выпускались с торсионной подвеской. Я имею в виду КВ,Т-50,-60,-70 и т.д. По прежнему размещались топливные баки,даже хуже БТ,на Т-34 они занимали почти всю боковую проекцию корпуса,что приводило к фатальному исходу при пробитии борта.
Если подойти всерьез(насколько это возможно дилетанту))),к живучести боевой машины,то разделим данный момент на несколько составляющих. Первая:способность противостоять огневому воздействию противника,т.е. скажем пассивная составляющая. Вторая: способность обнаружить и уничтожить врага раньше,чем он тебя,т.е. активная составляющая. Третья:оперативно-тактическая составляющая(т.е. скажем она косвенно зависит от предыдущих).
Ну я смотрю, тут всё по прежнему... Жора Т-34 признан лучшим танком ВМВ. Как я давно понял, у Вас другое мнение? Ну что же оно имеет право быть, но прошу заметить, что Вы все же в меньшинстве. И прошу Вас, не стоит задавать вопрос "Кем признан?"... Я Вак уже не раз предоставлял на сей счет информацию.
Живучесть как раз и была не важнецкая. У Т-34 -76 часто детонировал боезапас и соответственно погибал весь экипаж. Количество безвозвратных потерь танков в Курской битве почти в двое выше потерь просто подбитых танков. У немцев один и тот же танк ходил в бой гораздо дольше нашего Т-34. Будучи подбитым ремонтировался иснова в бой. Наши же Т-34 часто оставляли от себя на поле боя сгоревший остов без башни.
Про живучесть танков можно целую диссертацию написать, а Вы довели это понятие до примитива. Вот Вам иное мнение одного из участников форума сайта популярное оружие:"На Курской дуге немцы подрывали трофейные неисправные, но годные к ремонту танки (не было возможности и времени эвакуировать и ремонтировать) зарядами ВВ, располагаемыми внутри корпуса, в стыке броневых листов корпуса (по воспоминаниям многих и многих участников битвы). Вот потому-то комиссия и зафиксировала разрушения корпуса и внутреннего оборудования без следов пожара."
У Т-34-85 детонация БК не была таким распространенным явлением. Может дело и в снарядах, а может особенности укладки как то влияют. На "Шермане"к примеру в воспоминаниях Лозы при пожаре детонация не произошла.
Насчет гибели всего экипажа. БК у Т-34 взрывался в случае попадания в него снаряда крупного калибра с разрывным зарядом (достаточно редко,т.к. нужно пробить опорные катки и двойной борт,ну и т.д.,и т.п.). Чаще всего боекомплект взрывался после приличного воспламенения танка,к этому моменту уцелевшие танкисты успевали покинуть машину,в ней оставались убитые и тяжело раненые,если их не успевали вытащить. Конечно это не на 100%,кто-то зацепился,угорел, а возможно просто не покинул танк,ведя бой до конца. На войне, как на войне.