Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят... читать дальше...
Авиация СССР
Вспомни тот МиГ
Истребитель И-200 (в дальнейшем – МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». читать дальше...
Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1.
Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в советской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7
Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...
Содержание действительно мощных Военно-Морских сил дело обременительное для любой экономики мира. Пожирающие огромные материальные ресурсы ВМС могли позволить немногие страны. Военные флоты скорее становились орудием политики и иметь мощные линкоры считалось престижным.
Касательно дизелей и Т4. Да, были подходящие дизеля у разных стран, включая немцев (например, авиационный дизедь Юнкерса). Но почему-то его не посчитали нужным ставить на танки. В то же время, в начале войны они всеръез обсуждали возможность скопировать В-2. Может быть, не было возможности его поставить (высокий слишком, хотя, американцы даже звездообразный ставили на Шермана...). А может быть и потому, с некоторого момента в Германии, я так понял, солярка была в большем дефиците, чем бензин. В любом случае, подвижности и запаса хода Т-34 не достигли ни Т4, ни последующие немецкие разработки. А дизели в послевоенный период стали ставить на танки очень многие.
Почему именно Т4 был рассмотрен - потому, что его модернизация была первым ответом немецев на Т-34, а также потому, что автор статьи сравнивает Т-34 в соновном именно с этим танком.
Касательно торсионной подвески. Да, оказывается, КВ и ИС ездили на торсионах, хотя были вдвое тяжелее и имели почти столько же катков, что и Т-34 (12 против 10). И легкие танки вроде Т-50 также имели торсионы. Ну то есть технология эта в СССР реально была до войны вполне проработана. Но почему-то некоторые источники писали, что именно у разработчиков Т-34 и потомков были с торсионами проблемы не только на Т-43, но и на Т-44. Может быть, требования к ходу подвески там выше были или, скорее всего, в связи с поышенной скоростью движения по пересеченной местности, или еще что-то, тут я уже не в курсе.
Касательно, был ли Т-34 и Кристи тупиковой ветвью. Это, наверное, смотря чем считать Т-44. С одной стороны, переход на торсионную подвеску и установка двигателя поперек настолько сильно изменили компановку танка, что он IMHO даже внешне больше похож был на современные танки, чем на своего предшественника. С другой стороны, общая компановка (мотор с трансмиссией сзади) и конструкция носовая части явно ведут свои корни от Т-34.
Касательно дульного тормоза, читал, кажется, в Википедии (точно не уверен) про какую-то пушку для тяжелой самоходки или тяжелого танка (152 или 122 мм, видимо), что на нее сначала ставили "дульный тормоз немецкого типа", а потом завод освоил свой тормоз. Хотя, в то же время на ЗИС-3 этот тормоз был как бы не с 1941 года уже...
Ну насчет бомбардировок и обстрелов- Кировский завод и СТЗ вынуждены были прекратить производство. "Тигры" правда выпускали, но заводы тоже пострадали, практически остались стены без окон и крыша. В общем условия труда в конце войны были как у нас в ее начале. Ну и поделом. А торсионы, как раз, были гораздо проще в производстве и ремонте. А дизеля..., экономичнее конечно, да в общем-то и все. На наших подлодках первых серий стояли немецкие дизеля. Хорошие наверное. Что касается простеньких массовых "танчиков", то увы, нашим они были бы не конкуренты. Может наши танки и не отличались излишествами в плане комфорта, но малообученные люди могли на них воевать, а уж опытные экипажи и подавно. Тот же ПТ-76 ( по сути Т-34 - орудие, двигатель, кпп), убожество по сравнению с Т-80, даже с БМП, но в мишень-то попадал! Хотя и обзор у него не ах, да и командир неосвобожденный. А во Вьтнаме хорошо себя показали, да и израильтяне их неплохо использовали. Слишком разный подход был к подготовке и использованию экипажей, у нас и немцев. А вот культура веса у нас оказалась выше, наши танки весили почти в полтора раза меньше, при примерно равных возможностях. Несколько сумбурно, но как-то так.
Однако не удивлюсь если на Вас накинутся за фразу "один тигр убивал как минимум 10 Т-34" причём нападать будут с 2х сторон- и сторонники "все наше лучшее" и апологеты "трупамизавалили"- мол как танк при таких потерях может лучшим быть.
Да дело не в сторонниках или противниках, а в смысле кривой фразы. "один тигр в среднем убивал, минимум, с десяток Т-34". Одновременное использование понятий "в среднем" и "минимум" показывает, что у человека винегрет в голове. А понятие "убивал" - это к чему? Для красивого словца? Даже слово "подбивал" не столь фатально-летальное. А тут "убивал" и не меньше! И судя по фразе, всегда безнаказанно. И только Т-34. А американцев,не "убивал"? Так что означает эта фраза? Если я скажу, что в среднем один солдат с именем Даздраперма "убивал" 2 танка, а с именем Василий 0,002 танка то какие из этого могут быть выводы? У меня нет ответа!
И ещё одно- ну никак не могу согласится что пантера мог стать лучшим танком. Не мог в принципе танк заточенный под оборону быть лучшим- это противоречит всей стратегии применения ТВ, да и тяжеловат он для этого.
Если позволите, своё мнение выскажу. С дульным тормозом конечно перебор- какое уж копирование, если в артиллерии уже были (52-К например), на ИС по моему испытывали копию немецкого, но не пошло- сделали свой. По поводу торсионов- тут ключевое было что они сложнее в производстве и та промышленность не осилила бы столь массовый выпуск. Относительно бомбёжек- вне зависимости от того насколько они повлияли на темпы выпуска, согласитесь, будь немецкие танки проще- их и выпустили бы больше, кстати по моему мнению на общее количество продукции больше не бомбы повлияли, а запоздалая мобилизация( но тут уж ефрейтор сам "олень"). Кстати про ком башенку как то упустили- в отсутствии "свободного" командира она бесполезной оказалась- на марше из люка все по удобнее за природой наблюдать, а в бою командир орудием занят и нырять туда-сюда не с руки. Нет в определённых ситуациях может и помогала, но "игра не стоит свеч", об этом и отчёты с фронта говорят.Ну а по поводу дизеля- так вроде уже признано что немцы не " не смогли создать аналог" а просто и не пытались по причине напряженки с ДТ
Возникло несколько вопросов к ААС (ну или аас). А с чего Вы взяли, что мы скопировали с немцев дульный тормоз? Тем более, что это вынужденное решение, а не самое удачное. "Танк Кристи"- это тупиковая ветвь танкостроения, а Т-34 ее логическое завершение. Как-то Вы прошли мимо торсионной подвески КВ и ИС, некоторые из которых еще в 1941 году весили 55 тонн. Иные дизеля имели большое преимущество перед В-2- гораздо больший ресурс, и причем здесь Т-4, с бензиновым мотором? И чем Т-34-85 был лучше Т-43? Я конечно не умаляю заслуг наших тружеников тыла- это действительно подвиг, но говоря о малом количестве выпущенных "Тигров" и "Пантер", не стоит забывать о массированных бомбардировках, которым подверглись города и заводы Германии. Немцам, конечно, аукнулись их бомбардировки Лондона, Ковентри, Сталинграда и т.д., но количество выпущенной немецкой техники нельзя рассматривать лишь в контексте ее сложности и дороговизны.
Отражено конечно не всё (что неудивительно) но почти со всем о чем написали согласен. Однако не удивлюсь если на Вас накинутся за фразу "один тигр убивал как минимум 10 Т-34" причём нападать будут с 2х сторон- и сторонники "все наше лучшее" и апологеты "трупамизавалили"- мол как танк при таких потерях может лучшим быть.
Я, конечно, полный профан в танках, но, как начинающий прокта и, не побоюсь этого слова, главный конструктор, хотя и в другой отрасли (приборостроение), имеющий несколько сертифицированных нашим МО разработок, и небольшой опыт внедрения в производство, немного представляю себе ЧЕГО это им стоило, нашим разработчикам Т-34, сделать то, что они сделали!!! И 80% успеза этого - сама конструкция Т-34! Однозначно, Кошкин, Морозов и и их коллеги заслуживают памятников, на каждом нашем заводе IMHO! Вполне возможно, что та же Пантера и, была бы в итоге лучше, если бы не многочисленные ее детские болезни, сделавшие ее, фактически, небоеспособной. Ну совсем, как Т-34 начала войны... Смогли бы немцы наклепать ее за 3 года хотя бы 20000 на эвакуированных заводах голодным и неквалифицированным персоналом на морозе, сделав при этом из нее надежный танк, на котором смело идут в бой даже через 60 лет после снятия с производства вопрос, конечно, открытый и история не любит сослагательного наклонения...
А вот про Т-34 ответ на этот вопрос однозначно утвердительный. Потому, IMHO, несмотря на все описанные автором факты (которым лично я не вижу основания не доверять, как и обвинять его в предвзятости изложения), Т-34 действительно лучший танк второй мировой войны!
P.S. Как-то я виде статью о том, как один американец, справедливо полагая, что понятие "лучший танк 2 мировой войны" лишено смысла, поскольку танк, хороший в начале войны, уже совсем не был таким в конце, составил свой рейтинг лучших танков за каждый год. Причем, и в каждом году у него было 2 номинации - выбор командира и выбор танкиста (возможно, тут я ошибаюсь...). В этот рейтинг попали не только тнки, но и самоходки, причем, не только советские и немецкие, но и союзников. Но даже у него лишь только один танк занял сразу 3 клетки в этой таблице. Разумеется, это был Т-34. Причем, за 41 год он победил сразу в обоих номинациях.
Другое дело, что сделано это было с недопустимо большой задержкой - к этому моменту немцы, по опыту столкновений с Т-34, уже успели выкатить аж целую линейку совершенно новых танков. Но тут надо понимать, советским конструкторам, вместо выполнения ОКР в теплых кабинетах и на полигонгах, приходилось экстренно переналаживать производство эвакуированных заводов, иногда под открытим небом на бодрящем морозце, да еще и ну очень уж неквалифицированным персоналом вроде женщин и детей, которые иногда могли падать в обморок от голода (не самые лучшые, скажем так, условия для подготовки новых производственных кадров!). И сделать так, чтобы вот ЭТО ВСЕ выцпускало потом танки, которые могли бы хотя бы немного ездить своим ходом, да еще и как-то стрелять, да еже и попадать в немцкие танки иногда. Да еще и в КАКИХ количествах это все выпускать!
Вот это IMHO настоящий инженерный подвиг! Конечно, у их немецких коллег таких траблов с промышленностью не бьло. И очень интересно, как было бы посмотреть, как бы в таких условиях и с такими рабочими они налаживали бы производство, скажем, крайне трудоемких и высокотехнологичных Тигров... Да, не секрет, что один тигр в среднем убивал, минимум, с десяток Т-34. Но он и стоил, как несколько их десятков (в сети где-то лежат конкретные цифры). И при всем этом Т-34-85, выпускаемые на этих самых эвакуированных заводах этим самым неквалифицированным персоналом, был очень даже так себе ничего, даже в сравнении с последними танками немцев и их союзников.
Объективно тяжелыми конструктивными просчетами Т34 были IMHO:
1. экипаж 4 человека. Почти у всех противников и союзников экипаж был 5 человек, при этом командир занят был только обзором поля боя, оценкой обстановки и выбором целей, а также связью с другими танками и вышестоящим начальством.
2. недостаток обзора. Почти у всех, опять-таки, союзников и проивников были командирские башни с самого начала.
Были и другие недостатки, вроде плохих воздушных фильтров, отсутствие радисвязи и т.д., но они, скорее, объяснялись отсутвсием в распоряжении конструкторов осовенных промышленностью устройств. А вот эти 2 перечисленных - IMHO оьъективные промахи разработчиков. Но тут нельзя сказать, что такие уж лохи сидели в нашей промышленности, что прям совсем никто ничего не видел, эти недостатки. Видели, и настолько хорошо, что перед самой войною аж дважды(!) снимали Т-34 с производства с характеристикой, не много не мало, а "танк совершенно небоеспособен!" Уже было принято решение забросить этот проект, как неудачный и перейти сразу к подготовке производства Т-43, и только начало войны заставило Малышева издать противоположный приказ - оставить подготовку Т-43 и вернуться к Т-34, превращая его в Т-43 постепенно, без остановки конвеера. И конструктора честно именно этим и занимались всю войну, выдав в итоге в 1944 году Т-34-85, который был IMHO объективно лучше не самого удачного Т-43.